31.07.2014 Горячее лето Алехандры Мартос
Alejandra Martos: un gran verano
Горячее лето Алехандры Мартос
Alejandra Martos: un gran verano
Жаркое мадридское лето не мешает жаркой работе – Алехандра Мартос была очень занята все эти дни, заканчивая реставрацию известного полотна выдающейся русской художницы Варвары Степановой «Игроки на бильярде». Этой работе Алехандра посвятила более трех месяцев – с небольшими перерывами, вызванными необходимостью ее присутствия в филиалах Музея Тиссен-Борнемиса в других городах - http://raphaelspaceclub.com/tekushhie-sobytiya/leto-v-seme-rafaelya-i-natalii.html, а также ее участием в подготовке летней экспозиции музея в Мадриде - http://raphaelspaceclub.com/predstavlyaem/alehandra-martos-priglashaet.html
Надо заметить, что реставрация этого произведения была достаточно сложна по целому ряду причин, требовала особой тщательности, обладания широким спектром специальных знаний и профессиональных навыков, таланта и умения реставратора. И потому работа Алехандры – в очередной раз – стала знаковой для Музея Тиссена, привлекла внимание общественности и освещалась средствами массовой информации, которым Алехандра Мартос давала интересные пояснения о том, как продвигался процесс восстановления картины -
http://www.eldiario.es/cultura/museo_thyssen-madrid
Журналисты побывали в «закрытой зоне» одного из самых известных и самых посещаемых музеев Испании – в реставрационной мастерской его хранилища. Побывали там, где полотна великих мастеров, так или иначе пострадавшие от неумолимого времени или небрежного отношения, обретают новую жизнь и новые краски – вернее, дочка Рафаэля возвращает им их прежний, подлинный вид, иногда открывая неизвестные прежде черты или даже значительные детали картин, десятилетиями скрывавшиеся под рамами.
Работы, проведенные реставратором на, если так можно выразиться, «лице картины», становятся видны всем и каждому сразу, как только произведение возвращается на свое место в просмотровом зале. Однако значительная часть восстановительных работ остается невидимой для посетителей – это восстановительные обработки оборотной стороны полотен, рам и подрамников, всей той основы, которая помогает сохранять бесценные сокровища мировой живописи в экспозиционном состоянии. С этим также приходится постоянно работать – например, подрамник «Бильярдистов» оказался столь сильно деформирован, что его пришлось заменить на новый - увы, дерево страдает и от естественных органических процессов, и от проникновения в него насекомых-древоточцев, ведь невозможно создать в музеях стерильную атмосферу…
К счастью, Алехандра Мартос и ее коллеги способны справиться практически с любыми напастями, которые подстерегают как работы старых мастеров, так и более современные произведения… Рабочее место Алехандры сродни лаборатории или даже операционной, и она охотно показывает его, объясняет назначение тех или иных приборов, рассказывает о специальных приемах, позволяющих добиваться восстановления полотен… Но несмотря на самое современное оборудование и компьютерные технологии, работа реставратора во многом остается «ручной» - да и как может быть иначе! Достаточно посмотреть на эти самодельные мешочки – «грузы» различного веса, чтобы понять, сколько действий осуществляется в «традиционной» манере!
Хотя Алехандра, ни на минуту не стремящаяся напустить на себя важность, рассказывает обо всем этом в своей очаровательной застенчиво-шутливой манере, сразу становится очевидной огромная мера ответственности, лежащей на ее плечах. А еще то, как глубоко она осознает эту личную ответственность, как серьезно относится к своей нелегкой работе, как поглощена ею, как готова преодолевать трудности… А их немало. Взять хотя бы тех же «Игроков в бильярд» - созданный в России в те времена, когда о качественных материалах нельзя было и мечтать, этот великолепный образец русского авангарда пострадал от деформаций настолько, что часть его живописного слоя готова была попросту осыпаться! Но Алехандра день за днем, сантиметр за сантиметром восстанавливала картину, не переставая утверждать, что та, хоть и тяжело больна, но обязательно поправится! Обязательно!
И вот – картина восстановлена! Неудивительно, что Алехандра Мартос поделилась с друзьями и всеми своими читателями в соцсетях этой радостью и, если хотите, гордостью! Напряженный труд нескольких месяцев, волнения, переживания увенчались успехом! Полотно готово занять свое место в экспозиции и по-прежнему восхищать поклонников этого жанра!
А впереди у Алехандры – новые «пациенты», которым она и ее коллеги возвращают «здоровье», а то и жизнь – долгую прекрасную жизнь в сокровищнице мировой культуры!