04.06.2017 Рафаэль, бесконечный и бессмертный
Raphael, infinito e inmortal
Рафаэль, бесконечный и бессмертный
Raphael, infinito e inmortal
Певец, заполнивший публикой Дворец спорта, двух с половиной часовым концертом провозгласил извечность своего наследия.
Pablo Rodríguez
http://www.ideal.es/fotos/granada/201706/04/raphael-infinito-inmortal-30838033481-mm.html?edition=granada фотогалерея
Говорили, что он приехал совсем осипший, что голос изменял ему на последних выступлениях, и даже – что это, возможно, последний раз, когда Гранада увидит Рафаэля выходящим на сцену. Перефразируя Алехандро Касону – ясно, что ад заасфальтирован сплетниками. Потому что певец из Линареса по-прежнему тот, что пел нам прежде. Более человечный, да, но не менее божественный. Звезда, которая своим голосом и руками провозглашает публике истину музыки, которая, подобно легендарным гигантам, бесконечна и бессмертна. Только так можно воспринять те два с половиной часа концерта, которыми артист провозгласил извечность своего наследия перед Дворцом спорта, который он вновь заполнил публикой – без точных подсчетов – как делал это прежде, как делает всегда.
Слухи становились ходовым товаром в предконцертные часы. «Он и вправду так плох?» задавались вопросом дамы возле дверей стадиона. Даже готовые отрицать очевидное – всегда верные делу своего кумира – были в сомнении. «Время ведь проходит для всех, правда?» - говорил какой-то сеньор. И верно, времени и дела нет до громких имен, проходя, оно в равной степени наносит удары всем, но только одним – железным кулаком, а другим – таким, как Рафаэль – бархатной перчаткой, как сказано в поговорке… У певца уже нет прежней чистоты исполнения, он не поднимается до высот былых лет, позволяет себе игру с нотами в иных припевах… но его теперешний голос обладает своеобразием, не уступающим по качеству тому, что был – меч без шлифовки, который все еще остер. И мехи – мехи по-прежнему потрясающие.
И вот в назначенный час, в половине десятого, Рафаэль вышел на сцену, и публика поднялась на ноги, что его приветствовать. Это одно из тех явлений, над которыми не властно время. Нет в Испании никого, кто получал бы такие овации, как он. Артист, в строгом черном костюме, тонкая игла в окружении музыкантов, начал с трех своих новых песен. 'Infinitos bailes' – настолько в стиле инди, такая попсовая… сентиментальная 'Aunque a veces duela'… и 'Igual' – самая что ни на есть декларация о намерениях: «такой же, как вчера, но я огромней, нежнее, но правдивей я» - сказано в этом тексте, пропетом Рафаэлем – по-человечески божественном.
На тот момент стало ясно, что у этого Рафаэля нет ничего общего с тем, что приезжал полтора года назад, в окружении великолепного оркестра. Вчерашняя программа была новой находкой маэстро, вновь ставшего тем поп-идолом, для которого писал Мануэль Алехандро – всем встать – и кому теперь пишут Микель Асаль, Росален, Пабло Лопес и Ванеса Мартин – по-прежнему стоим!
Это правда, публика принимала новые темы с определенным сомнением, которое рухнуло с первой из его классических тем - 'Mi gran noche'. В этот момент на него обрушились аплодисменты и крики «красавец!». На расстоянии невозможно было в этом удостовериться, но Рафаэль улыбнулся.
Удивительным образом от песни к песне его голос все более соответствовал привычному для артиста звучанию. И так началась 'Provocación', прозвучавшая лучше, чем во время его предыдущего визита: в манере более рокерской и бунтарской.
И затем - 'La noche' y 'Yo sigo siendo aquel'. Рафаэль скинул жакет жестом, который и повторяясь остается убедительным, и легким движением бедра обезоружил партер. Все, все, даже те, кто продолжал украдкой смотреть в Твиттере Лигу Чемпионов (а были и такие), вскочили на ноги. «Невероятно, невероятно!». «Да, так и есть!» - утверждали дамы на трибунах.
«Американские горки» эмоций продолжились темой 'Cada septiembre' и маленьким сокровищем в мексиканском духе – «не знаю, как смог я вот так позабыть о тебе» - которую Рафаэль усеял намеками, уловками – прежде, чем перейти к другим новым темам.
Любопытен этот вызов, на который приходится отвечать великим: продолжать свое творчество, меняясь с течением времени – но не теряя исходной точки, осознавая себя испытуемым публикой, которая предпочитает, как это случилось на днях с фанатами Рикки Мартина, хорошо знакомые темы. Или же адаптировать свои хиты к современности, как ту же «протестную» 'No puedo arrancarte de mí' – с ревущим оркестром и Рафаэлем, перелетающим с кресла, сидя в котором он начал петь, на край сцены – легким, как пташка, и вместе с тем стойким, как скала.
Финал этого праздника стал демонстрацией необъятности наследия певца из Линареса. Подавляющая буря гитар в 'Por una tontería', с вызывающей игрой артиста и его жакета, уступила место упоению исполнителя коплы в 'Nostalgia', в которой очень многие прочитали обстоятельства своей собственной жизни, и которую Рафаэль спел, сидя на одном из динамиков. Потом 'Cuando tú no estas', такая классическая, чтобы затем перейти к 'Estuve enamorado', «сносившей» стародавние вечеринки, а вчера «порушившей» Дворец Спорта.
Также Рафаэль предложил свою версию 'La quiero a morir', которую исполняли Кабрель, Мансанита, Шакира и Нина Пастори, и которая всегда звучит одинаково хорошо. И воспоминания о Мерседес Сосе с 'Gracias a la vida'. И 'Carrusel', гимн инди, который Иван Феррейро написал для его последнего диска и который направился прямиком на витрину триумфов певца – с этой определяющей для артиста сентенцией «у нас впереди еще столько жизни».
Потому что, подобно мифологическим героям, он готов умереть в сражении, с крепко сжатым в руке микрофоном и твердо стоя на подмостках. Он так ясно дал это понять вчера вечером, этим своим концертом, показавшим, что нрав его остается неизменным, точно так же, как и на днях, при ответе одному журналисту. «Вы думаете об уходе?» - спросили его, и его ответ был категоричен, просто гениален: «Я напомню Вам, что Вы говорите с Рафаэлем».