09.02.2020 Целители искусства – открыто, в Музее Тиссена
Los sanadores del arte, al descubierto en el Thyssen
Целители искусства – открыто, в Музее Тиссена
Los sanadores del arte, al descubierto en el Thyssen
Virginia Gómez – Madrid, 8 февраля 2020 – фото: Javier Barbancho
https://www.elmundo.es/madrid/2020/02/08/5e3d66f521efa03d088b4573.html
Музей реставрирует картину Витторе Карпаччо в одном из залов художественной галереи, куда имеют доступ посетители
Алехандра и Сусана, в белых халатах, в латексных перчатках и с инструментами для операционной, каждый день отправляются на свое рабочее место, чтобы лечить раны весьма необычного пациента. Их работа далека от медицины, хотя на самом деле они – целители. Пациент, с которым они имеют дело, отзывается на имя «Молодого рыцаря на фоне пейзажа», и его особенность состоит в том, что возраст его – более 500 лет, и у него хрупкое здоровье. Сейчас он находится на лечении (читай – восстановлении) в музее Тиссена-Борнемисы, в доме, где он проживает с 1992 года, на глазах у самых любопытных посетителей, словно никогда раньше и не было по-иному.
Реставрационная мастерская картинной галереи временно переместилась в зал № 11 Дворца Вильяэрмоса, чтобы распахнуть окно, в котором раскрываются секреты выполняемой работы, не известные подавляющему большинству, и оценить которые по достоинству могут лишь немногие. В этом помещении, за огромной стеклянной перегородкой, на картинке, которая, будучи увиденной в перспективе, сама по себе становится картиной, в обнаженном виде лежит работа кисти Витторе Карпаччо, одна из наиболее знаковых в коллекции.
Там, в прямой видимости, среди луп, микроскопов, фонарей, шпателей, ватных тампонов, растворителей, пинцетов, скальпелей и кистей два реставратора возвращают жизнь произведению искусства – на виду у десятков незнакомых людей. И, не претендуя на это, становятся главными действующими лицами. «Это немного пугает, и это необычное чувство, но мы осознаем интерес, который вызывает наша работа, и то, что это – уникальная возможность показать ее важное значение», - говорит Алехандра Мартос. Она рассказывает – лично и непосредственно нашему изданию и всего в нескольких сантиметрах от работы, которую выполняет – обо всех деталях реставрации и своем опыте. «Иногда ты поднимаешь глаза, и перед тобой множество людей, глядящих на тебя, или какой-то посетитель, сидящий, наблюдающий за тобой; иной раз ты говоришь: «Как мне одиноко!». Люди ведут себя деликатно и делают приветливые жесты. В конце концов, ты абстрагируешься и концентрируешься», - добавляет она относительно своего опыта.
Алехандра Мартос при свете фонарика внимательно изучает работу Карпаччо в зале № 11 музея Тиссена
«Молодой рыцарь на фоне пейзажа», которого до 1919 года приписывали Дюреру из-за поддельной монограммы немецкого художника, только что переехал в этот зал музея – обычно он проживает в 7-м – пройдя всеобъемлющую предоперационную подготовку, необходимую для проведения реставрационных работ. И, как в медицинской консультации, ему сделали «рентген, анализ и осмотр», - рассказывает Алехандра.
Реставратор объясняет, что каждое произведение искусства проходит различные исследования – ультрафиолетовое фотографирование, инфракрасное, рентгенографию и анализ материалов – и что каждое из них вносит определенный тип информации.
Фотография с ультрафиолетовым светом – та, у которой наименьшее проникновение – дает информацию о лаке, покрывающем картину, и о вмешательствах и подкрасках, сделанных после ее создания. Фотоснимок в инфракрасном свете считывает рисунок послойно, выявляет то, что находится под основным живописным слоем, поэтому он дает подсказки о том, как рисовал художник, был ли он верен исходному рисунку или вносил изменения по ходу работы. Рентгеновский снимок – тот, который проникает глубже всех и дает больше информации об основе картины вплоть до подрамника и о слоях краски, и если в них произошли изменения – «о том, что могло быть закрыто другим слоем». «Иногда изменения бывают весьма впечатляющими, а иногда – нет», - говорит Алехандра. А лабораторный анализ определяет все материалы, из которых состоит произведение, оригинальные и более поздние, как и типы лаков.
Наличие всей этой информации помогает им «работать безопасно», потому что таким образом они могут «увидеть то, чего не видят». «Раньше работали только методом проб и ошибок», - говорит реставратор.
Диагностика картины Карпаччо после того, как ее подвергли этим тестам, обширна. Произведение подвергалось обработке, по меньшей мере, дважды: по фотографиям известно, что в последний раз это было в 58-м году, хотя документации нет. А в стародавние времена она была рантуалирована (то есть, сзади была подклеена еще одна ткань, чтобы укрепить полотно – обычная практика для прежних времен, которая в долгосрочной перспективе, как правило, создает проблемы из-за натяжений, вызываемых клеем, при помощи которого ткани были соединены). Картина также была растянута – первоначально она была меньшего размера, и ее увеличили, перекрасив весь периметр, вероятно, чтобы подогнать изображение к раме. Кроме того, ее оригинальный холст, состоящий из двух сшитых полотен, очень тонок, как и ее живописный слой, который с годами пострадал из-за отслаивания красок.
Предварительные исследования
Свет, который проливают предварительные исследования
Каждое произведение искусства, прежде чем оно будет отреставрировано, проходит серию анализов, которые дают много информации, и «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» не избежал их. На первом рентгеновском снимке видны подрамник, шов ткани сверху донизу и две линии гвоздей (прежде работа была меньшего размера) по всему периметру. В середине, на инфракрасной фотографии, видны изменения, которые художник внес в оригинальный рисунок – такие, как глаза, обращенные в другую сторону, или олень, лежащий, а не стоящий, как он в конечном итоге нарисовал его. А на ультрафиолетовом изображении видны вмешательства, которые картина претерпела в процессе прежних реставраций или когда в старинные времена ее растягивали, а край ее был переписан.
Теперь, чтобы восстановить картину, реставраторы делают ей трансплантаты ткани в тех местах, где она разорвана, например, в углах, «чтобы избежать зон повышенного натяжения». Затем, с помощью натурального клея, они приступят к закреплению краски на тех участках, где она вздулась или где есть риск ее осыпания. После этого они очистят старые лаки, чтобы восстановить оригинальные цвета, потому что «с годами они имеют тенденцию желтеть». Наконец, они нанесут новый лак и проведут работу по восстановлению краски (которую «не перекрашивают, это – никогда»), давая небольшие касания там, где она отсутствует, и всегда – с использованием других материалов, отличных от свойственных оригиналу.
«Мы всегда действуем с уважением к предыдущей работе», - заверяет Алехандра, которая говорит, что «конфетка» для реставраторов заключается в очистке картины, потому что именно благодаря ей их работа становится особенно заметна.
По ее словам, произведение, о котором идет речь, долгое время находилось в списке ожидания восстановления, но большая ретроспективная выставка художника, которая с марта 2021 года буде проходить в Национальной галерее в Вашингтоне, ускорила ее реставрацию. Картина отправится в путешествие впервые с тех пор, как она заняла свое место на стенах музея, и на выставку, первую, посвященную венецианскому художнику в США, ее будет сопровождать – как обычно, когда какая-то картина отправляется в путь – кто-то из реставраторов галереи, которые проследят за ее безопасностью. Незадолго до этого «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» будет выставлен в музее Тиссена – для демонстрации результатов его исследования и восстановления.
А пока эволюцию процесса, долгого, тщательного и деликатного, может увидеть любой посетитель музея – до начала следующего года, когда, по предварительным расчетам, реставрация будет завершена.
Реставратор, работающий за стеклом
На самом деле, это не первый случай, когда галерея устраивает открытую реставрацию. В 2012 году полотно Тинторетто «Рай» проходило процесс восстановления в центральном холле, на своем обычном месте, потому что его большие размеры мешали перемещению работы. Хотя в тот раз обстановка была совсем другой: «Была всего пара окон, и людям приходилось заглядывать в них, чтобы увидеть нас. Мы были менее заметны. Теперь мы раскрыты гораздо больше», - говорит Алехандра, которую во время интервью атакует, через стекло, любопытный посетитель – чтобы спросить, что в данный момент она делает.
Большое количество деталей, которые содержит картина, таких, как цветы или насекомые, усложняет дело для этой целительницы искусства, не ожидающей сюрпризов от своей работы, как это произошло с ее предшественниками во время последней реставрации работы в 1958 году. Тогда очистка закрашенных прежде картушей вывела на свет подпись Витторе Карпаччо, дату работы – 1505 год – и надпись Malo mori quam foedari (Скорее умереть, чем быть опозоренным).
«Это не пугает меня, а лишь внушает уважение. Для меня большая честь внести свой малый вклад, чтобы жизнь произведения продолжалась», - говорит она о задаче, которая была поручена ей и Сусане Перес и в которой в той или иной форме участвуют остальные восемь коллег, включая фотографа и химика, составляющие часть отдела реставрации музея Тиссена.
«Это командная работа. Мы всегда делимся информацией и обсуждаем, как лучше поступить, и каждый высказывает свое мнение. И на протяжении всего процесса реставрации мы проводим постоянные консультации, прежде чем предпринять определенные шаги», - говорит Алехандра, которая также утверждает, что делится знаниями и даже ресурсами с другими коллегами из музеев Прадо и Королевы Софии.
Реставратор рассматривает работу в деталях
Через реставрационную мастерскую прошли многочисленные работы из тех примерно 1000, которые находятся в музее – среди тех, которые составляют постоянную экспозицию, принадлежащую государству, и работы из коллекции Кармен Тиссен в запасниках. Иногда по необходимости, иной раз потому, что картины оправляются в путешествие или возвращаются из него, деятельность этой мастерской – сегодня на глазах у всех – не прекращается. И цель только одна: чтобы история не погибла никогда.
Любопытные подробности
Персонаж картины. Святой Евстафий, рыцарь ордена горностая, Фердинанд II Арагонский, капитан Марко Габриэль... Его личность – загадка.
Авторство. До 1919 года считалось, что автор – Дюрер. В 1958 году при реставрации была найдена подпись Карпаччо.
Собственность. Барон Генрих Тиссен-Борнемиса приобрел ее в 1935 году. До этого она принадлежала лондонскому дилеру Салли и американцу Отто Х. Кану.