30.01.2020 Алехандра Мартос: новый реставрационный проект музея Тиссена
Alejandra Martos en el nuevo proyecto del Museo Thyssen «en directo»
Алехандра Мартос: новый реставрационный проект музея Тиссена
Alejandra Martos en el nuevo proyecto del Museo Thyssen «en directo»
Дочка Рафаэля и замечательный мастер своего дела – в одном лице, Алехандра Мартос выполняет свои профессиональные обязанности на высочайшем уровне… и на глазах у посетителей, захваченных созерцанием этого сложнейшего процесса! О ходе этих технических, художественных и искусствоведческих работ рассказывает популярное испанское издание El Español... а мы приводим перевод этой увлекательной статьи:
Кто скрывается за фигурой загадочного рыцаря из Музея Тиссена?
Вот как будет происходить его реставрация – в присутствии посетителей
¿Quién se esconde detrás del misterioso caballero del Thyssen?
Así será su restauración en directo
На глазах у публики реставраторы восстанавливают одну из самых знаменитых картин в собрании музея...
David Bareira - 30 enero, 2020 02:30
Личность юноши, облаченного в сверкающие средневековые доспехи и берущегося за свой роскошный меч на фоне красочного и густо заселенного персонажами пейзажа, остается загадкой… И это одна из причин, по которой «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» является одной из самых притягательных картин из коллекция музея Тиссена-Борнемисы, одним из величайших сокровищ его фондов. Она была написана итальянским художником эпохи Возрождения Витторе Карпаччо около 1505 года, хотя вплоть до начала ХХ века ее приписывали Альбрехту Дюреру. В настоящее время, начиная с этого четверга, полотно проходит тщательный реставрационный процесс – но не в мастерской, а на виду у публики, в зале 11 художественной галереи.
Реставраторы Алехандра Мартос и Сусана Перес работают над полотном Карпаччо в зале 11 Национального музея Тиссена-Борнемиссы.
Подобный проект запускается уже во второй раз. В 2012 году в центральном зале здания музея реставраторы Алехандра Мартос и Сусана Перес вместе с остальной командой провели техническое и восстановительное исследование полотна Тинторетто «Рай». Экспозиционный прием, который теперь повторяется в рамках постоянного просмотра, в эксклюзивном помещении. «Мы хотим, чтобы посетитель обрел некий сюрприз, встретился с чем-то иным, эффектным», - говорят эксперты, отвечающие за очистку, подкраску и уход за тканью работы Карпаччо.
Это займет около года, а затем, впервые с тех пор, как Музей Тиссена открыл свои двери в 1992 году, полотно покинет экспозицию: оно будет направлено в Национальную галерею в Вашингтоне, где на 2021 год запланирована монографическая выставка, посвященная итальянскому художнику. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» был приобретен в 1935 году бароном Генрихом Тиссеном-Борнемисой и в 1958 году прошел реставрацию в связи с его плохим состоянием. Тем не менее, первые анализы этого нового исследования показывают, что ранее картина уже подвергалась вмешательству.
Оригинал картины – и ее вид в инфракрасном излучении
«Мы начинаем работу, в которой нам предстоит открыть много нового по мере продвижения вперед в процессе восстановления», - предполагает Алехандра Мартос. Она и ее коллега из отдела реставрации, как обычно, будут окружены прожекторами, кистями, микроскопами и специальными палочками, при помощи которых очищается масляная краска, но вместе с тем они будут находиться на глазах у посетителей, наблюдающих за ними из-за стеклянной перегородки. Они ответят на вопросы самых любопытных, говорят реставраторы, хотя в зале будет идти показ пояснительных видео о методах работы и достигнутых результатах, что также позволит рассмотреть детали с большей точностью.
Задача реставраторов, в дополнение к восстановлению великолепия цвета (такого, как голубизна неба, сегодня зеленоватого из-за течения времени) и консолидации живописных слоев картины, состоит в том, чтобы реконструировать историю ее технического исполнения. Для этого они опираются на три различных анализа: один – ультрафиолетовый, определяющий возраст материалов первого слоя и наличие добавленных или же утраченных кусочков краски; второй – инфракрасный, который показывает рисунок, намеченный художником; и еще один, более глубокий, рентген, который дает возможность видеть оригинальную ткань и ее повреждения.
Так посетители смогут наблюдать работу специалистов
Реставраторы, которые недавно восстановили работу Караваджо «Святая Екатерина Александрийская», говорят, что уже было сделано несколько любопытных выводов о композиции, которую последовательно составлял Карпаччо: у белого горностая в левом нижнем углу была другая голова; в проекте композиции предполагалась вторая лошадь, смотревшая в противоположную сторону… а в том пространстве в правой части холста, которое занимает стервятник, итальянский художник изначально наметил еще одного оленя. Речь идет о раскрытии секретов работы без нарушения ее. «Мы никогда не внесем никаких изменений в оригинал», - говорит Сусана Перес.
Идентификация личности молодого человека
Как указано в истории полотна, попытки раскрыть личность молодого рыцаря, символа человека эпохи Возрождения и, вероятно, нарисованного в реальном масштабе, были «безрезультатными». То, что нарисовал его Карпаччо, не вызывает сомнений после обнаружения ярлычка, который помог атрибуировать это произведение – он был спрятан под нанесенным позже слоем краски, на который, в свою очередь, была нанесена фальшивая монограмма немецкого художника Дюрера. Но существует множество гипотез о том, кем является персонаж и идет ли речь о реальном портрете, что сделало бы его уникальным, как первый известный пример, в котором клиент изображен в полный рост.
Теория, которая кажется наиболее очевидной – та, что связывает этого вооруженного человека с орденом Горностая по его девизу «Malo mori quam foedari» (Лучше умереть, чем замарать себя), который можно увидеть ниже слева, чуть выше животного того же названия. В 1983 году, следуя этой предпосылке, одна из историков искусства предложила считать в качестве модели Фернандо эль Католико, поскольку это братство было связано с неаполитанской ветвью дома Арагона.
Деталь картины с горностаем
Раньше считалось, что представленный на картине юноша – это святой Евстаций (фигура, обожествляемая во Франции и Германии) – из-за присутствия у озера оленя – одного из атрибутов этого святого – именно так и была названа картина. Тем не менее, наиболее принятой гипотезой, основанной на взаимосвязи ландшафта и символических элементов произведения, является та, что данный рыцарь – Франческо Мария делла Ровере, третий герцог Урбино.
Но на этом предположения не заканчиваются: возможно, это посмертный портрет Антонио де Монтефельтро, князя Габсбурга, или же некого немецкого воина или, согласно последнему предложению, героическое изображение венецианского капитана Марко Габриэля, командующего обороной греческого города Модона во время осады его османскими войсками в 1500 году. Его фамильный герб нес черный и золотой цвета – как одеяние всадника в глубине картины или ножны меча главного героя.
Деталь с городом и оленем
Послужат ли реставрационные работы раскрытию тайны? «Мы не можем в одиночку сделать новую атрибуцию, если картина уже была зарегистрирована в определенном качестве», - объясняют хранители музея Тиссена. «О любой детали, которую мы найдем и раскроем, мы сообщим историкам, чтобы они проанализировали ее и сопоставили с источниками. Возможно, монографическая выставка Карпаччо послужит для объединения всей информации о художнике и ответа на данный вопрос». Молодой рыцарь все еще в поисках следа – чтобы вернуть себе имя.