Культурный центр «Ла Медиа Торта» (Богота, Колумбия)
Centro cultural «La Media Torta» (Bogotá, Colombia)
Культурный центр «Ла Медиа Торта» (Богота, Колумбия)
Centro cultural «La Media Torta» (Bogotá, Colombia)
Calle 18 No.1-05 Este
Teléfono: 3795750 Ext. 401, 200 ó 270
Horario: Programación Domingos a partir de las 12:00
Одной из самых грандиозных сценических площадок Рафаэля неоднократно становился открытый парковый форум в колумбийской столице Боготе: здесь, благодаря особенностям окружающего ландшафта – холмистой местности вокруг сцены – послушать Рафаэля собиралось до 30 тысяч зрителей!
В этом году, а именно 13 августа 2018 года, легендарный столичный форум отмечает свое 80-летие, и мы решили сделать переиздание нашего прежнего рассказа о нем, дополнив текст новыми подробностями и фотографиями.
История этого театра под открытым небом и в самом деле насчитывает восемь десятилетий: решение о его создании было принято в 1936 году, а своих первых зрителей он принял в 1938, и с тех пор пользовался постоянным вниманием публики… Хотя, казалось бы, предпосылок для этого было не так уж много, учитывая, что верность зрителей своему театру постоянно подвергалась жестоким испытаниям: ведь весной и осенью здесь не редкость дождливая погода, да и высоко стоящее солнце нещадно палит и зрительный зал, и сцену!
А бывает, что дождь и солнце «выступают» вместе… и тогда над ареной сияют прекрасные радуги! Но, несмотря на всю свою красоту, они не могут служить надежной защитой от капризов природы…
Что же послужило причиной создания столь необычного культурного пространства, подверженного погодным рискам? Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться в первую очередь не к географии, а к истории, и вспомнить, что начало ХХ века ознаменовалось в Колумбии, как и во многих других странах, притоком в города огромного количества новых жителей – вчерашних обитателей сельских районов, причем в наибольшей степени это последствие индустриализации коснулось колумбийской столицы – Боготы.
Очень скоро стало понятно, что новых граждан столицы необходимо обеспечивать не только материальными, но и духовными благами, точнее сказать, возможностью элементарного культурного развития и приобщения к искусству в самом широком смысле слова. И после ряда согласований городские власти, при поддержке творческой интеллигенции, добровольцев-просветителей и местных предпринимателей приступили к осуществлению этой грандиозной задачи.
Среди связанных с этим проектом успешно реализованных планов было и сооружение бесплатного театра, предназначенного в первую очередь для многочисленных вчерашних сельчан, только что влившихся в ряды столичных жителей – населения городских окраин, лишенного элементарных возможностей соприкасаться с культурной жизнью столицы.
Понятно, что ресурсы, изначально отведенные на этот проект, были весьма ограничены, поэтому колумбийская общественность с благодарностью приняла помощь Британского Совета, передавшего в дар Боготе сценическую площадку, торжественное открытие которой состоялось 13 августа 1938 года при участии тогдашнего Президента Колумбии Эдуардо Сантоса и представителей английского правительства.
Поначалу новый «зал» использовался согласно запросам эпохи: каждое воскресенье здесь устраивались разнообразные по жанру представления, способные привлечь и заинтересовать даже неподготовленных зрителей.
Однако совершенно очевидным было стремление руководства что называется внедрять культуру в массы: программа обязательно включала в себя выступления оркестров, исполнявших знаменитые произведения классической музыки, успешные театральные постановки и все модные новинки, предназначенные для широкой аудитории.
А кроме того, здесь шли живые трансляции радионовелл, пользовавшихся большим успехом: ведь подчас жилища бедняков не были оборудованы даже радиоточками!
Постепенно круг выступавших на этих подмостках расширялся, а в 50 годы сюда зачастили популярные иностранные группы и солисты, в первую очередь латиноамериканские, и чаще всего – мексиканцы, царившие и на большом экране соседних стран, и в радиоэфире…
Ну, а 60-е и 70-е были отмечены концертами таких звезд мировой эстрады, как Селия Крус, Леонор Гонсалес Мина, Рафаэль, Сандро, Хосе Хосе, Хулио Иглесиас, Пьеро, Нельсон Нед…
Можно только горько пожалеть, что так мало визуальных свидетельств осталось о тех грандиозных праздниках , которыми становились выступления звезд перед искренне благодарной им публикой, собиравшейся вокруг этой народной арены!!! Среди немногого - вот эта запись... Нет, не надо комментариев - тогда и такие безмолвные кадры были для нас поистине капуанской роскошью!
Однако время шло, и смена исторических эпох, культурных запросов общества и даже требований элементарного комфорта порождали необходимость перемен и в этом зале под открытым небом: от изменения формата проводимых в нем представлений и до значительных перестроек и модернизации сценического пространства… А в 1981 году была увеличена и вместимость амфитеатра: расширение зоны трибун дало возможность с известным удобством размещать здесь вдвое большее число зрителей.
Еще более значительное «окультуривание» окружающего ландшафта произошло в результате работ 1998 года: были реконструированы и расширены террасы и галереи над зоной трибун, оформлены красивые аллеи, проложены надежные подъездные пути, создано более комфортное пространство на сцене и за сценой: для отдыха артистов и подготовки к выступлениям…
Новые времена привели на эту сцену новых исполнителей, и прежде всего - рок-группы, для которых выступления на таких площадках были более, чем естественны... как, впрочем, и для их публики!
По старым и не очень снимкам интересно наблюдать модификации, происходившие с отдельными частями форума, в частности, с так называемой оркестровой ямой. Дело в том, что в разные времена и при разных обстоятельствах она использовалась по-разному: иногда служила по своему прямому назначению, иногда являлась неким «разделительным барьером» между артистами и темпераментной публикой, иногда заполнялась технически оборудованием, а подчас становилась как бы мини-сценой, и здесь располагались выступающие музыканты!
А иной раз, несмотря на неудобство обзора, сюда допускались зрители, которые, скорее, были слушателями – ведь бóльшая часть сцены отсюда, увы, просто не видна…
В настоящее время эта часть зала также переоборудована и получила новую отделку, но главное, благодаря капитальной реконструкции общего объема сценического пространства, здесь стало возможно размещать все необходимые технические средства для аудиовизуального сопровождения концертов наиболее продвинутых звезд.
Легендарная арена развивалась и модифицировалась вместе со всем окружающим пространством, обретая черты современного размаха...
Такова вкратце летопись этого знаменитого театра – исторического места, связанного и с историей Рафаэля: сценическая площадка, на которой он не раз выступал и которую неоднократно упоминал в своих интервью и мемуарах… В частности, в первом томе своей автобиографии «¿Y mañana qué?» артист опубликовал это фото в качестве одной из иллюстраций к наиболее важным и значимым событиям своей жизни:
Могла ли эта арена и в самом деле вместить 30 тысяч зрителей, собравшихся на одно из выступлений артиста, как впоследствии сообщали его издатели? Думается, да. Хотя официально в те времена, когда здесь выступал Рафаэль, зрительская зона была предназначена для 3 тысяч человек, на самом деле в расчет принимались лишь каменные «скамьи», занимавшие не более половины огромной чаши амфитеатра – задние «ряды», представлявшие собой покрытые дерном земляные «трибуны», просто не учитывались, а ведь они как минимум удваивали количество зрителей.
Впоследствии, когда форум перестроили, и каменные скамьи поднялись еще на три десятка рядов, официальная вместимость зала сразу увеличилась до 7 тысяч.
Но ведь это пространство и прежде не пустовало! А если учесть, что и все склоны соседних холмов – это ясно видно на фото – также бывали заняты толпами народа, то вполне можно поверить, что послушать Рафаэля собиралось никак не меньше 25-30 тысяч поклонников!
Особенно показательна вот эта фотография – мощные склоны холмов, нависающих над крошечным «зрительным залом» и совсем уж микроскопической сценой, являют собой гигантский естественный амфитеатр, возможностями которого не раз пользовались зрители этих притягательных бесплатных концертов, захватывая и лужайки, и деревья над ними…
На фото, наглядно показывающих изменения, произошедшие с этим зрелищным комплексом за десятки лет, можно в подробностях рассмотреть, какой картинкой наслаждались зрители в конце 40-х - начале 50-х – и насколько затруднительно стало «смотреть» представления со склонов холма в 2013: подросшие деревья попросту заслонили панораму!
Снимок 2008 года сделан как раз с одного из таких склонов - и, пожалуй, даже сегодня можно было бы им воспользоваться, "если что..." Но ведь сейчас, как правило, бессчетные толпы уже не собираются на этой арене, никому и в голову не приходит взбираться на такую верхотуру, чтобы «как бы увидеть» и «едва ли услышать» своего кумира…
Сейчас, в лучшем случае, к сидящим в амфитеатре присоединяется публика, заполняющая террасу и аллеи – еще полторы-две тысячи человек...
Но зачастую это просто завсегдатаи местного променада, его баров и буфетов, для которых музыка не самоцель, а всего лишь фон приятного времяпрепровождения…
Хотя бывают и исключения: когда на сцену выходят участники популярных телеконкурсов типа «Молодых талантов» или пафосные рок-группы… Но и тогда «ложи на холме» целиком не заполняются, а «земляные террасы» справа и вовсе пустуют… Поистине времена изменились!
О Рафаэле здесь вспоминают, как об одной из самых сенсационных фигур на этой сцене – его выступления незабываемы!
Эдуардо Корредор, официальный ведущий программ в Ла Медиа Торта с 1982 года, рассказывает, как он был потрясен отношением Рафаэля к профессии, к своему творчеству:
«Однажды Рафаэль прервал свою репетицию, потому что поблизости появилась некая женщина – он сказал: эта женщина своим появлением может вызвать потерю концентрации внимания у моих музыкантов и в результате превратить концерт в полный провал» – так велика была его требовательность в отношении условий работы!
Однако сам концерт поразил дона Эдуардо в еще большей степени:
- La Media Torta настолько переполнилась зрителями, что некоторые взобрались на окрестные деревья, чтобы хоть как-то увидеть представление: на сцене был Рафаэль. Концерт стал настоящим апофеозом, настолько, что певец отставил микрофон – и пел без него! Голос его заполнил все пространство, и там я понял, отчего его зовут «дымным голосом» Испании…
А вот что поведали – со слов своего отца – дочки дона Хасинто, завсегдатая этой легендарной арены, всегда приходившего на воскресные концерты много раньше их начала, чтобы быть поближе к сцене:
«Тот день, в конце марта 1977 года, стал последним концертом Рафаэля в Ла Медиа Торта. Отец вспоминал его чаще, чем какой-либо другой – удивительный и прекрасный день, но вместе с тем оставивший глубокую рану в его сердце. Волшебный день, ведь никогда больше в этом театре не выступали артисты уровня Рафаэля. Публика стала собираться еще на рассвете и вскоре заполнила весь амфитеатр и даже те пространства, что находились выше скульптуры, за несколько месяцев до того подаренной парку Эдгаром Негретом*. В то утро там собралось никак не меньше 60 тысяч человек. Рафаэль прибыл незадолго до десяти утра, одетый в светлый костюм. Зрители, как обычно, поддерживали себя кто чичей**, кто пивом или сладкими винами. Голос Рафаэля «ворвался» во все это: “Los amantes se van, contentos se van a un rincón de la Tierra...” и люди с восторгом его поддержали: “Cada día comienzan un nuevo idilio, cada día terminan un gran amor...” Как вдруг на середине строфы он оставил микрофон на стойке, пробормотал, что не может продолжать, что высота***, что он задыхается и… ушел. И никогда больше не возвращался**** – так рассказывал дон Хасинто…
________________
*Знаменитый колумбийский скульптор-конструктивист.
**Слабоалкогольный напиток, весьма отдаленно напоминающий пиво.
*** 2600 над уровнем моря – это, собственно, и является основной причиной проблем с самочувствием, возникающих у многих гостей столицы: разреженный воздух, меньшее количество в нем кислорода – сразу же адаптироваться к этому природному фону невозможно, особенно певцу, и тем более, если работаешь на сцене с такой интенсивностью, как Рафаэль...
**** Возвращался неоднократно...
Что ж, с возрастом память иногда нас подводит… события прошлого перемешиваются, впечатления наслаиваются одно на другое… Не станем пенять дону Хасинто за неверные сведения: что касается Рафаэля – то он, конечно, еще не раз возвращался на эти подмостки и выступал здесь с оглушительным успехом!
И, наряду с блестящими концертами, которые восторженно принимала публика, ему, к сожалению, приходилось сталкиваться со всеми сложностями выступлений на данной сцене… вплоть до отмены концертов!
Вот короткая заметка в El Tiempo, датированная 26 ноября 1990 года:
Из-за болезни Рафаэль не побывал в La Media Torta
Por enfermedad Raphael no fue a La Media Torta
http://www.eltiempo.com/archivo/documento/MAM-23669
Завсегдатаям La Media Torta, рассчитывавшим вчера посмотреть и послушать испанского певца Рафаэля на этой популярной сцене, не удалось достичь своей цели. Последовали проявления народного недовольства и даже признаки беспорядков, но в конце концов события не переросли в нечто более серьезное.*
Директору столичного управления делами культуры и туризма Дорис Анхель де Эчеверри удалось успокоить страсти информацией о том, что артист занемог, и что в следующий свой приезд в Колумбию он даст не один, а два концерта в этом зале.
Энрике Кинтеро, представитель певца, вчера вечером сообщил, что после двух выступлений, состоявшихся в субботу, Рафаэль был буквально на грани обморока, а наутро проснулся настолько больным, что его личный врач не разрешила ему покидать его номер в отеле Текендама.
Кинтеро пояснил, что у певца возникли столь серьезные проблемы с голосовым аппаратом, что утром он практически не мог говорить.
Сегодня Рафаэль отбывает в Лиму, откуда затем отправится в Буэнос-Айрес.
Представление в la Media Torta, на котором Рафаэль должен был появиться, проводилось в соответствии с изданным высшим муниципалитетом Боготы много лет назад декретом об обязательном выступлении любого иностранного гастролера на этой народной сцене. В настоящее время предписания этого декрета мало кем из зарубежных артистов исполняются. Тем не менее, театр был полон – выступали Мириам Эрнандес и Балет Кубы.
_____________
* А что? Чем не серьезная причина для народных волнений? Рафаэля посмотреть не дали! Уж кто-кто, а мы-то сможем это понять!!! Но, конечно, только в том случае, если речь не идет о здоровье нашего кумира!
Трудно сказать, так ли всё было на самом деле, потому что в свое время мы слышали и другие версии… И тем не менее, нельзя не признать: у многих артистов возникали различные проблемы и сложности при выступлении на этой сцене, и некоторые пережили массу неприятностей на этом «заколдованном месте»…
Причем повторимся, что чисто физически выступать на этой арене было реально тяжело: из-за климатических условий, связанных с высокогорьем, воздух здесь не только разреженный, бедный кислородом, но также достаточно сухой и холодный, особенно в утренние часы, и организм, привыкший к равнинам, адаптируется плохо, не выдерживают и связки, и легкие, и сердце, и сосуды. А при такой отдаче, с которой привыкли работать признанные мэтры сцены, все эти проблемы удесятеряются. Неоспоримый факт, что Висенте Фернандес на некоторое время вообще лишился голоса, отведав здешнего климата, хотя ему, казалось бы, не привыкать к высокогорным столицам* – правда, не настолько высокогорным, как Богота!
__________
*В.Ф. родился в мексиканской Гвадалахаре, а это всего лишь 1500 м над уровнем моря, и хотя он подолгу жил и работал в Мехико (2250 м) – это, конечно, уступает Боготе с ее 2600 м!
Но самое печальное, что в связи с этими событиями мексиканцу пришлось буквально бежать из страны, выбираясь из города затемно, в каком-то неприметном автомобиле по горным дорогам – чтобы не разделить печальную участь Нино Браво, попавшего под действие санкций за невыполнение известного декрета № 0974, обязывавшего любого артиста, приехавшего в Колумбию с гастролями, дать бесплатное представление в театре La Media Torta.
Здесь, наверно, следует рассказать, как пострадал Нино Браво из-за отказа выполнять абсолютно несправедливое, по его мнению, предписание столичного руководства… Вот вкратце эта прискорбная история:
В конце октября 1971 года Нино Браво приехал на гастроли в Колумбию и был встречен толпами поклонников и предупредительными организаторами гастролей, которые подготовили для него прекрасный контракт с выступлениями в самых пафосных залах страны: в роскошных отелях Интерконтиненталь (Кали) и Текендама (Богота), на всех представлениях - полные залы, восторги публики… Не менее успешным было его участие в телепрограммах "Noches de Colombia", а также на "Radio 15"…
А затем он получил предписание от городских властей – в ближайшее воскресенье выступить на сцене открытого театра, и, перезвонив руководителю отдела культуры муниципалитета, чтобы уточнить условия, узнал следующее: что концерт не оплачивается и что за работу музыкантов певец платит из своего кармана… Для Нино это было шоком – ведь он и слыхом не слыхал о существовании декрета № 0964 от сентября 1969 года, обязывавшего любого иностранного артиста, выступающего в Колумбии, дать такой бесплатный концерт – для малоимущих жителей Боготы… Он позвонил в фирму, организовавшую его гастроли, и там ему подтвердили, что, к сожалению, такой закон в самом деле существует, и ему придется подчиниться требованию городских властей. В свою очередь руководство оркестра отеля Текендама, сопровождавшего его в этом турне, готово было разрешить коллективу выступить с ним на этом бесплатном концерте – но, само собой, не бесплатно, и более того – за двойную плату, так как им предстояло перевозить на другую – неблизкую – площадку инструменты, костюмы и т.д.
Певец счел все это каким-то безумием и решил тоже стать «безумцем», поэтому в воскресенье он вывесил на двери своего люкса табличку «не беспокоить», залез под одеяло и решил, что все это само собой развеется, как кошмарный сон. И когда утром ему позвонили из мэрии, сказал, что он в постели, серьезно болен и не может выполнять свои обязанности.
Понятно, что ему не поверили, и на следующий день разразился ужасный скандал в прессе – как-никак, собрать десяток тысяч зрителей и показать им пустую сцену – это и в самом деле ситуация скандальная! Артисту запретили выезд из страны, а когда он приехал в аэропорт – попросту задержали и препроводили в Департамент безопасности, в те времена ведавший не только разведкой и контрразведкой, но также иммиграционным контролем и выдачей виз.
Короче, чтобы выбраться из этого переплета, артисту пришлось потратить три дня и выложить 25 тысяч песо штрафа, прежде чем он смог вылететь, наконец, в Венесуэлу. И можно себе представить, какой «огромной симпатией» проникся он к стране, которую только что покинул…
А, в общем-то, обиделся он зря. Дело в том, что эту ситуацию изначально можно было уладить вполне мирно: ведь по закону, довольно гуманному, для выступления на этой арене вовсе не требовалось непременно исполнить на высшем уровне весь привезенный репертуар (если и в самом деле у артиста наблюдались проблемы с самочувствием, или с техническим оснащением представления, или не было подходящего оркестра и т.п.) – по условиям упомянутого декрета «звезде» необходимо было просто появиться на сцене, пообщаться с публикой, ну, поговорить – пошутить, показаться народу – словом, «ты не пой – ты ходи туда, сюда, а мы смотреть будем и хлопать будем» – и всего-то. Однако не каждый артист согласится на такое – просто из профессиональной щепетильности… как, например, великий аргентинец Сандро, который незадолго до Нино Браво тоже нарвался на подобный штраф – при схожих обстоятельствах.
Хотя во всех этих делах явно проглядывает без малого странная (чтобы не сказать – предательская) позиция приглашающей стороны. Все эти фирмы, конечно, должны были бы в обязательном порядке заранее проинформировать каждого из приглашенных артистов относительно данного декрета и предложить варианты действий для выполнения его предписаний, а не ставить людей перед фактом в последнюю минуту.
И, если честно, понятно желание городских властей порадовать зрительские массы, лишенные какой бы то ни было надежды когда-либо побывать в салоне Monserrate отеля Tequendama, лицезрением живой звезды, песни которой звучали в каждом доме… Но просто следовало, наверно, не директивы рассылать, а договариваться с артистами по-человечески, учитывая их хрупкую душевную организацию и нормальное нежелание работать «забесплатно»… Хотя – когда это чиновникам от искусства хотелось выступать в роли чуть ли не просителей?! Приказывать – вот их любимая роль. А кому из таких сильных личностей, как тот же Сандро или Нино Браво, понравится, чтобы ему приказывали?
Эти три случая не были «единичными» – подобные неприятности продолжались и с другими артистами, пока, наконец, одному адекватному алькальду не пришло в голову, что такая политика просто изгоняет из города самые интересные спектакли. И условия проведения представлений на «половинке лепешки» были изменены.
Кстати сказать, название свое – La Media Torta – театральная площадка получила вовсе не из-за того, что своей полукруглой формой напоминала половинку лепешки или торта*, а потому, что так называлась эстансия**, прежде находившаяся на этой территории. Но об изначальном происхождении этого имени история умалчивает…
_________
* у слова torta в испанском языке масса значений – выбирай на вкус: от изысканного торта – до простецкой лепешки, от многослойного сандвича – до круглого кекса… и это не считая ряда идиоматических выражений, к съестному отношения не имеющих!
** эстансия – большое поместье, имение, хозяйство, чаще всего животноводческое (пояснение для тех, кто в детстве не читал книжки Джерри Даррелла о его поездках в Южную Америку)
Но, как говорится, «милые бранятся – только тешатся», потому что в результате эта открытая арена впоследствии не раз становилась сценой для самых ярких выступлений именно тех звезд, с которыми у чиновников возникали проблемы… И в конечном итоге события развивались самым благоприятным образом для обеих сторон "конфликта": знаменитые артисты выступали перед гигантской аудиторией и испытывали искреннюю гордость от сознания выполненного долга и совершения доброго поступка, позволившего десяткам тысяч зрителей увидеть представление самого высокого класса... городская администрация с удовлетворением ставила галочку в списке проведенных культурных мероприятий на муниципальной арене... ну, а в выигрыше всегда оставались зрители!
В 2018 году эта историческая сцена празднует свое 80-летие – восемь десятков лет служения народу, без пафоса и преувеличений, но даря людям бесконечную и ни с чем не сравнимую радость приобщения к Искусству – да, вот так, с большой буквы! – будь это балет Большого театра, знаменитые симфонические оркестры, прославленные фольклорные коллективы, звезды мировой эстрады, чтецы-декламаторы, рок-группы, самодеятельные артисты… Или – сам Рафаэль.