18.05.2017 Рафаэль: «Я был бы счастлив стать Названым Сыном Мадрида»
Raphael: "Me encantaría ser hijo adoptivo de Madrid"
Рафаэль: «Я был бы счастлив стать Названым Сыном Мадрида»
Raphael: "Me encantaría ser hijo adoptivo de Madrid"
Por Laura Crespo (Foto: Kike Rincón)
Jueves 18 de mayo de 2017, 10:05h
https://www.madridiario.es/444373/entrevista-raphael-premio-madrid-toda-una-vida-2017
Рафаэль, в самом разгаре турне в поддержку своего последнего диска, Infinitos bailes, находит «окно» для издания Madridiario, чтобы принять премию Мадрид – Вся Жизнь, которую жюри этой вручаемой уже в XV раз награды присудило певцу за «особенно успешный творческий путь, сделавший его одним из величайших артистов национального и международного уровня».
Исполняется 55 лет с того фестиваля в Бенидорме, который превознес его в качестве народного голоса. Потому что хотя в 9 лет он уже был признан как лучший детский голос Европы на представительном фестивале в Зальцбурге (Австрия), горючим, дающим энергию Рафаэлю, всегда были пылкие чувства преданной ему публики. И сегодня, 55 лет спустя, происходит то же самое. Так и проезжая дорога – хотя теперь есть множество самолетов и поездов – по-прежнему остается основной частью его повседневности. И правда, в самый разгар гастролей он делает для нас паузу, чтобы забрать премию Мадрид – Вся Жизнь.
И хотя он объявляет себя человеком, не любящим подводить итоги, все же мы добиваемся того, чтобы он признался, что ни в чем не раскаивается, что жил он так, как ему хотелось и никогда ни от чего не отрекался, благодаря прежде всего своей семье. Обо всем другом Рафаэль говорит в настоящем времени. Иногда – в будущем. Потому что его сегодняшнее занятие – это турне с его Бесконечными Танцами. Гастрольный тур, в котором он объявляется себя «с ума сходящим по пению» - в данном случае тех песен, что написали для него артисты нескольких поколений, от Бунбури до Дани Мартина, включая Ивана Феррейро и Ванесу Мартин. Поколенческий диалог, которым Рафаэль подпитывается, чтобы вновь подтверждать – он на верной дороге, на которой «встаешь по утрам, чтобы делать то, что тебе нравится». На той, где соединяются поколения его поклонников, и где он проходит путь от «Соловья Линареса» до «Вождя Инди». На той, где есть возможность вновь пережить прошлый успех и преобразить его в гимн любой (великой!) сегодняшней ночи, что в такой цене!
А будущее Рафаэля сопряжено с большим экраном. Он сумеет отложить на время свою «зависимость» от сцены, чтобы исполнить обещание, которое дал, приняв этот смелый и провоцирующий вызов, брошенный ему Алексом де ла Иглесиа (Mi Gran Noche, 2015) - сниматься в большом кино каждые два года. 55 лет: половина, как он говорит, его творческого пути.
- Премия Мадрид – Вся Жизнь. Что означает для вас эта награда?
Что-то очень долгое. Вся Жизнь – это очень мощно. Это очень обязывает, потому что мой артистический путь все еще пройден лишь наполовину; а значит, нужно его продолжить, и через следующие 50 лет сказать: «Ну, наконец, вот это – точно Вся Жизнь, теперь – да!». Я очень счастлив, потому что это очень важная награда. Это не то, что тебе вручают премию за одну песню, за одно какое-то хорошо выполненное дело – это за твою жизнь, и это важно.
- «За весь пройденный путь». Заставляют ли человека такие премии смотреть в «зеркало заднего обзора», подводить итоги?
Нет, потому что я – полностью в настоящем. Меня они не заставляют думать, что мой путь заканчивается, ничего в таком роде. Я не из тех, кто подводит итоги, я не ностальгирую, и мне не нравится все время говорить о прошлом: когда я ездил туда-то или делал то-то… Я не «делал» – я «делаю». Я даже не говорю о том, что буду делать сегодня – лишь о том, что буду делать завтра. Я всегда шел по жизни вот так, и это у меня хорошо выходило. Я храню семейные воспоминания, это да, но в том, что касается моей работы, я всегда смотрю в будущее.
- В будущее – и на сцену. По-прежнему быть на гастролях после 55 лет – это значит любить свою профессию…
Сейчас у меня больше желания работать чем когда-либо. Потому что я страстно увлечен своей профессией. Это чудесно – вставать утром и идти заниматься тем, что тебе нравится. В этом смысле я человек, которому крупно повезло.
- Но вот приходишь домой, сообщаешь, что опять отправляешься в турне, и все тихо-мирно…
Да что ты говоришь? Бывают жуткие разборки, да ладно. Дети спрашивают меня – что будет на этот раз, и начинается высказывание мнений… И решается всеми сообща – буду я это делать или нет. Один из моих сыновей спродюсировал четыре моих последних диска, в семье эти дела хорошо делаются.
- Что самое лучшее в вашей профессии?
Профессия сама по себе – то есть сцена. То, что вокруг, для меня уже имеет меньшее значение. Сцена, возможность давать что-то людям, выкладываться перед ними, чтобы они уходили домой, переполненные тобой… Это нечто волшебное.
- А что в ней есть плохого?
Знаешь, поездки. Они утомляют, особенно, когда случаются задержки.
- Не подводя итогов – ты когда-либо чувствовал, что от чего-либо должен отказаться, чтобы продолжить свой путь?
Нет. К счастью, я всегда делал то, что должен был делать и не имел необходимости ни от чего отказываться, потому, что у меня самая чудесная в мире семья. Они тоже сделали на меня большую ставку. Так, потому что им нравится их отец и муж. Они позволяют мне делать мое дело – и помогают мне его делать. Это очень важно. Если бы у меня была иная семья, было бы ужасно.
- Перевоплощаться, обновляться – но не теряя своих отличительных особенностей, своеобразия. Как добиться этого?
Это врожденное. Мне не надо предпринимать усилий, чтобы придавать характерные черты тому, что я делаю, это идет от момента создания, от рождения. Никакая работа не требует от меня особых усилий. Песни для этого последнего диска были написаны для меня, но с полной свободой, каждый автор писал то, что хотел. Но затем я, сразу же после того, как тема оказывается в моих руках, ставлю на нее свой отпечаток. Мне даже не приходится задумываться об этом.
- Диск, Infinitos bailes, он как поколенческий диалог об искусстве: различные поколения артистов делают выводы – с общим знаменателем – о том, что есть музыка, искусство. Какие заключения ты вынес?
Много интересного. Мне очень нравится слушать людей, люблю быть в окружении молодых, потому что это дает мне ощущение, что я – на своем месте, там, где я должен быть, с теми опасениями, что есть у них, и которое я тоже испытываю. То, что может получиться хорошо или плохо… это то, что и я чувствую, столько лет спустя, но это та же история. Я вижу, что не ошибся, что у меня все в порядке, что я на верном пути. Они все сложили песни в той форме, которая позволила мне придать им свойственные мне особенности; если бы я не смог внести свое в эту работу, это был бы провал. Считаю, что это были чудесные отношения, которые еще не раз повторятся. Очень сложно встретить таких хороших композиторов, и я сохраню их – если они позволят.
- «Пока я жив, я останусь в мире музыки». Посмотрим на музыкальную индустрию – на каком этапе мы находимся?
Производственную часть сейчас немного лихорадит. Музыкальный рынок теперь сильно отличается от того, что был. Прежде продавались миллионы дисков – миллионы в буквальном смысле слова, а теперь – нет. Золотой диск раньше означал 100 000 проданных копий, теперь – нет. Но сегодня существует то преимущество, что музыка появляется повсюду, где только можно. Не только на радио, не только на телевидении, где она едва выходит, но повсюду, где есть хоть какая-то аппаратура, звучит музыка. У это хорошо. Я всегда говорю, что пока существую, я буду на всех носителях, буду в мире музыки, буду звучать повсюду.
Открывается - Se abre
- Думаю, мы можем поговорить о феномене песни Mi Gran Noche, о ее возрождении и превращении в гимн. Как это произошло?
Это случалось всегда, дело в том, что поскольку имеются пять с половиной поколений рафаэлистов, общий объем возрастает, появляется большее число людей. Когда мне было 20, людям, которые приходили на меня посмотреть, тоже было по 20, или по 18, 17, 22. Я становился старше, когда мне было 30, приходили те, кому по 30, как и мне, но начинали появляться также и 18-летние, которые прибавлялись. И когда мне исполнилось 40, и когда 50. Я собрал 5 с лишним поколений зрителей всех возрастов, и последнее поколение – это очень юные люди.
- Но неизбежны попытки проанализировать – как человек превращается из «Соловья Линареса» в «Вождя Инди».
В любом случае, это приятнее, чем «Монстр* Песни». Этого нельзя добиться никаким образом, это происходит или не происходит. Только публика вершит эти дела. Mi Gran Noche – это песня Сальваторе Адамо, о которой Рафаэль де Леон, мой добрый друг и чудесный поэт, сказал мне, что слова ее не слишком хороши, и что он их поменяет, чтобы я спел ее, как Богу будет угодно. И она обрела большой успех. А затем отошла на второй план, стала песней всем известной, но второго плана, каких у меня сотни. И неожиданно, девять лет назад, она оказалась там, где сейчас, но на мировом уровне. Ее распевают на футбольных стадионах, в местах самых невероятных. И уже в театрах или во дворцах спорта, где я выступаю, ее поет непосредственно публика.
- Другим значительным недавним успехом было твое возвращение в кино, в Mi Gran Noche, благодаря Алексу де ла Иглесиа. Увидим ли мы тебя вскоре на большом экране?
Да, конечно, дело в том, что я не могу сниматься в кино непрерывно. Мое главное увлечение – это концерты, а мои концерты согласованы и назначены на годы вперед. С тех пор, как я снялся в Mi Gran Noche, как согласился на этот сценарий, я дал обещание, что каждые два или два с половиной года я стану сниматься в кино. Я сделаю «окно» в своем расписании, чтобы сняться в фильме, и мы уже готовим следующий. Не знаю, получится ли, мне он нравится, но, похоже, режиссеру он нравится меньше. Пока мы не запустимся, нельзя ничего сказать.
- Это было смелое решение – сняться в том фильме…
Я всегда был парнем достаточно решительным.
- Поговорим о Мадриде – это твой «приемный город», но с таких ранних лет, что почти что твой родной…
Я должен был бы стать названым и любимейшим** сыном этого города, который никогда не покидал. Меня привезли сюда, когда мне было девять месяцев. Я познакомился с Андалузией и моим краем – Линаресом, где я родился – когда мне было 14 лет. Я – мадридец, просто по крови я – андалузец. Я был бы счастлив быть названым сыном Мадрида.
- Как бы ты охарактеризовал Мадрид?
Мадрид обладает очарованием, какое не у всякого города имеется. Это относительно небольшой город, но у него есть обаяние, есть вкус, есть tapas***… и у людей особая походка. Мадрид обладает особенными чертами. Есть города более красивые, бóльшие по размерам, но нет в них той привлекательности, что есть у Мадрида.
_____
*На выбор: Гений Песни, Феномен Песни, Чудо Песни, Чудовище Песни
**Речь идет о почетных званиях, которыми достойнейших жителей или уроженцев испанских городов награждают их сограждане, выбирая один из титулов в зависимости от того, где родился и где проживает избранник.
*** Пусть каждый подумает о том, что ему больше нравится из tapas!!!