01.03.2020 Операционная палата для таинственного рыцаря XVI века - на глазах у зрителей
Un quirófano en directo para un misterioso caballero del siglo XVI
Операционная палата для таинственного рыцаря XVI века - на глазах у зрителей
Un quirófano en directo para un misterioso caballero del siglo XVI
Ignacio Encabo - 1 марта 2020
Музей Тиссена реставрирует картину венецианского художника Витторе Карпаччо в зале, открытом для публики
Любопытные толпятся перед стеклянной витриной, специально разработанной для этого случая. Какая-то рассеянная посетительница даже заходит через боковую дверь, чтобы поближе подойти к картине. «Вы не можете находиться здесь", - говорят ей. "Я не говорю по-испански, извините", - отвечает она. "Вы не можете находиться здесь. Вы должны наблюдать снаружи". И туристка любезно покидает зону, в которой Сусана Перес и Алехандра Мартос работают ежедневно перед сотнями глаз.
Обычно их работа идет анонимно, в лабораториях, без зрителей, без отвлекающих факторов. Сусана и Алехандра - реставраторы музея Тиссена. Но то, чем они заняты теперь, выходит за рамки их повседневной жизни: они реставрируют картину Молодрй рыцарь на фоне пейзажа, написанную Витторе Карпаччо около 1505 года, в зале, открытом для публики. «Поначалу тебя немного волнует, что мобильники записывают то, что ты делаешь, ты даже проверяешь, есть ли у тебя пульс», - говорит Сусана. «Но, хотя это напрягает, это все же тренировка концентрации».
До 1919 года эту работу приписывали Альбрехту Дюреру, и известны как минимум две предыдущие реставрации
«Это - возможность увидеть, как идет работа за кулисами, как работал художник, какие материалы использовал, какие изменения в композицию он внес. А подача этого в прямом видении приближает публику к такой незаметной и неизвестной профессии, как наша», - добавляет она. Алехандра, рядом с ней, кивает: «Это дает возможность людям получить представление о том, что скрывается за картинами, висящими на стенах».
Восстановление началось несколько недель назад и, по оценкам, продлится год. После этого работа венецианского художника в течение короткого периода времени будет экспонироваться в музее Тиссена - перед тем, как в марте 2021 года отправится в Соединенные Штаты, где станет частью большой ретроспективы, посвященной Карпаччо, в Национальной галерее Вашингтона.
Рентген, инфракрасные и ультрафиолетовые фотографии
Посетители музея Тиссена могут видеть реставрационные работы на расстоянии нескольких метров. Иногда картина находится на полу; иной раз - на мольберте. Иногда реставраторы работают с увеличительным стеклом; иной раз - с помощью тампона, очищая лак. «Несмотря на то, что здесь мы обе выполняем реставрацию в одиночку, позади нас - большая командная работа», - говорит Алехандра. Два ресторатора находятся в постоянном контакте с лабораторией, химиком и фотографом.
Прежде, чем ее установили в 11-м зале музея, на первом этаже, картина прошла через лабораторию для отбора образцов материалов и различных технических исследований, таких как рентгенография и ультрафиолетовая и инфракрасная фотография. «Эти отображения необходимы для изучения работы, чтобы видеть, каковы ее повреждения и где необходимы наши вмешательства. Сумма этой информации помогает нам выполнять работу», - говорит Сусана.
Различные исследования, которым подверглась картина
«С помощью рентгенографии мы можем составить представление об основе картины и видим, что это - два полотна, сшитых посередине. И это соединение тканей - всегда хрупкая и деликатная область, где нужно хорошо закрепить живописный слой», - добавляет реставратор. Кроме того, работа была наклеена на новое полотно, и без рентгенографии нельзя было бы узнать, какова структура первоначальной ткани. «С другой стороны, инфракрасная фотография позволяет нам узнать тот набросок, который художник сделал под картиной: некоторые персонажи исчезли, некоторые животные поменялись местами... И, наконец, ультрафиолетовый снимок указывает на самые последние вмешательства в работу. Материалы, в зависимости от их старения, приобретают тот или иной цвет».
Тайна личности молодого человека
Это произведение окутано тайной. Неизвестно, кто этот молодой человек, который предстает на переднем плане, что за город изображен на заднем. Главного героя идентифицировали и как Святого Евстахия, и как Фердинанда II Арагонского, герцога Урбино, некого рыцаря Ордена горностая, капитана Марко Габриэля, Антонио Де Монтефельтро... «Есть много теорий о возможной принадлежности портрета, но ни одна из них еще не подтверждена», - говорит Алехандра.
Что исследования на самом деле показывают - это то, что работа уже дважды подвергалась вмешательствам, и что до 1919 года ее приписывали Альберту Дюреру, потому что на поверхности ее была изображена ложная монограмма немецкого художника. Барон Генрих Тиссен-Борнемиса приобрел ее для своей коллекции в 1935 году, и только в 1958 году был раскрыт настоящий автор. При очистке картины под позднейшими слоями краски появились два небольших картуша: на одном находилась надпись «Malo mori quam foedari» (Прежде умереть, чем быть опозоренным), а на другом - «Victor Carpathius / Finxit / M.D.X.»
Двое посетителей музея наблюдают за работой реставраторов