12.12.2020 Рафаэль в Стране Советов
Raphael en el país de los soviets
Рафаэль в Стране Советов
Raphael en el país de los soviets
Plàcid Garcia-Planas - 12/12/2020
https://www.lavanguardia.com/internacional/20201212/6114768/raphael-pais-soviets.html
Невероятная история певца, обласканного франкистским режимом и поразившим Советский Союз, словно метеорит чувственности.
Документальный фильм «Рафаэль: из России с любовью»
объясняет, как человеческие чувства разрушают геополитику.
Trailer de nuestro último documental, “RAPHAEL, DESDE RUSIA CON AMOR” en coproducción con @rtve @UniversalSpain, la participación de @MovistarPlus, que lo estrena el 24/12/2020 en su canal estrenos (dial 30.), el apoyo de @cultura_cat y la colaboración de @Rlm_es pic.twitter.com/qduugDkHIC
— REC produccions (@REC_PRODUCCIONS) December 12, 2020
В Советском Союзе, отыскивая человека коммунистического будущего, создание которого ставила своей целью партия, мой отец сумел найти только одну такую женщину.
«За четырнадцать лет до 1980 года - даты, когда должно было состояться полное построение коммунистического общества в стране, и спустя два поколения после падения царизма, я признаюсь, что не смог опознать того сверхчеловека, о котором мечтал Маркс. За исключением, пожалуй, одной женщины: Евгении, моего гида», - писал он летом 1966 года.
Я представляю себе Евгению, полную сил, сбывающую советскую социальную инженерию каталонскому инженеру-текстильщику, пока он отмечает в своем блокноте реальность: «Советский режим чрезвычайно заботится об общественной морали. В Москве нет ночной жизни. Ни ночных клубов, ни танцевальных залов, ни даже баров, за исключением тех, что в отелях для иностранцев, которые закрываются в одиннадцать вечера. На улице нередко можно встретить пьяных людей. Русские женщины только сейчас начинают делать макияж и прически в западном стиле. Среди молодых начинают появляться робкие образчики подражания золотой молодежи или плейбоям».
Это была империя, которую Рафаэль поразил, как метеор чувственности. Все началось в 1970 году с подобного чуду коммерческого обмена между испанскими и советскими кинопрокатчиками. Испанская часть включала в себя музыкальный фильм «Digan lo que digan», снятый двумя годами ранее с Рафаэлем в главной роли. Это была атомная бомба: если в Испании картину посмотрели два миллиона человек, то в Советском Союзе - 40 миллионов.
«Эти глаза и этот голос овладели мной», - говорит сегодня одна из русских рафаэлисток.
«Наши власти были в некотором изумлении», - вспоминает другая.
Произошло то, чего никак не предвидела страна пятилеток: советские девушки своими фотоаппаратами делали снимки с экранов кинотеатров - «этих глаз», любимцев франкизма - а на обратной стороне фотографий отмечали соответствующие диалоги. Никак не предвиделось и стихийное появление первых фан-клубов - рафаэлистских - в насаждающей единообразие стране комсомола.
И это была женщина - та, которая в 1971 году, наконец, открыла дверь для Рафаэля - чтобы он мог петь в Советском Союзе: Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры. Она была одним из тех людей с широкими взглядами, которые находятся в нужном месте и в нужное время. Вероятно, она посмотрела фильм Digan lo que digan и также почувствовала, как что-то овладевает ею. О ней: она была второй в истории женщиной, допущенной в Секретариат ЦК КПСС.
Рафаэль перед Красной площадью в Москве - фото: Joana Biarnés
Захватывающий документальный фильм Шавьера Байча, Оскара Морено и Жорди Ровиры - "Рафаэль: из России с любовью» - воссоздает влияние артиста на Страну Советов. Премьера состоится в ночь на 24 декабря на платформе Movistar+ и покажет не известные прежде фотографии, сделанные Жуаной Биарнес, и увлекательный неопубликованный кинематографический материал российских рафаэлистов. Таков великий урок этой истории: Советский Союз рухнул - а они по-прежнему твердо стоят на ногах.
«Наши души испытывали голод, нам не хватало такого чувства», - вспоминает одна из рафаэлисток. Пища, которой партия им не давала.
Следя за тем, как Шавьер, Оскар и Жорди делали репортаж – почти все цветные съемки, где появляется Россия шестидесятых и семидесятых годов, были сделаны моим отцом – я задавался вопросом: видела ли Евгения (тот сверхчеловек, о которых мечтал Маркс, и единственный, которого мой отец нашел в Москве) этот фильм в 1970 году. Или слышала ли она в 1971 году живое пение Рафаэля, артиста, который заставлял русских мечтать - на том же языке, на котором она, как официальный гид, продавала советскую мечту. В конце концов, сам генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Леонид Брежнев хотел посмотреть, как Рафаэль поет вживую.
Этот фильм показывает, что есть чувства более сильные, чем межконтинентальные ракеты. Следуя своим курсом к прорыву 1971 года, он ведет параллельный рассказ о милитаристской напряженности холодной войны и творческом взлете Рафаэля. В 1967* году, когда Прага вынашивает свою весну, в соседней Вене проходит фестиваль Евровидения: Рафаэль поет Hablemos del amor. Это одна из самых значительных удач фильма - объединить эту тему с кадрами (также снятыми моим отцом) русских, сокрушающих Прагу... «Поговорим о любви, еще раз... и что нам до тех людей, которые смотрят на землю и ничего, кроме земли, не видят... » ... коктейли Молотова против советских бронемашин ... «что нам за дело, что нам за дело до этих людей, что в мир приходят и ходят по миру, не видя реальности» ... молодые чехи, забивающие своими пальто орудия танков...
______
* Пражская весна - это, конечно, не 1967, а 1968 год, но обладая известной долей предвидения, можно сказать, что зарождалась она за год до непосредственных событий... Хотя подобные параллели - вещь ненадежная.
«Мы живем его жизнью, возможно, для кого-то это плохо, не знаю, но для нас - хорошо», - утверждает одна из рафаэлисток в фильме.
«Есть одна фраза из его песни, в которой он поет: Ты вспомни немножко - кто тебя женщиной сделал... И поэтому я могу сказать с улыбкой... но даже так - не поймите меня неправильно... я могу без сомнения сказать, что именно он сделал меня женщиной», - признается другая.
Это взгляд парня из Линареса, распыляющий железный занавес.