09.02.2020 В музее Тиссена на глазах у публики реставрируют одно из главных сокровищ этого собрания
El Thyssen restaura «en directo» una de las joyas más preciadas de su colección
В музее Тиссена на глазах у публики реставрируют одно из главных сокровищ этого собрания
El Thyssen restaura «en directo» una de las joyas más preciadas de su colección
Natividad Pulido – Madrid 01/02/2020 – Foto: Hélène Desplechin
В самых известных музеях мира модной становится реставрация их шедевров «вживую» – на глазах у публики. Это уже произошло с «Поклонением Агнцу» братьев Ван Эйков в Музее изобразительных искусств в Генте; с «Ночным дозором» Рембрандта в Рейксмюзеуме в Амстердаме; или с «Девушкой с жемчужной сережкой» Вермеера, в Маурицхёйсе в Гааге. В 2012 году музей Тиссена отреставрировал таким образом «Рай» Тинторетто – в Центральном холле картинной галереи. Теперь настала очередь другой жемчужины его коллекции: «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» Витторе Карпаччо, одного из венецианских мастеров XV-XVI веков. С четверга реставраторы Сусана Перес и Алехандра Мартос работают над тонкой настройкой этого холста (218 на 151,1 сантиметра), созданного в 1510 году, «запертые» в большом стеклянном футляре в зале № 11.
В 1958 году на картине появился картуш, на котором Карпаччо подписал и датировал (в 1510 году) эту работу. До 1919 года ее приписывали Дюреру - ABC
До 1919 года, когда он находился в коллекции Вернона-Вентворта, считалось, что картина была работой Дюрера, поскольку на ней была изображена монограмма художника. Но оказалось, что монограмма фальшивая. После того, как полотно прошло через руки лондонского дилера Салли и американского коллекционера Отто Кана, его в 1935 году купил барон Тиссен, всегда отлично разбиравшийся в искусстве. Во время работ по очистке поверхности картины, проведенных в 1958 году, из-под позднейших наслоений краски появилась подпись Карпаччо, написанная на латыни, и дата создания: 1510.
Личность центрального персонажа холста остается загадкой. И это при том, что в кандидатах на эту роль недостатка нет: от Святого Евстафия (под этим названием он появился на аукционе, проведенном в 1919 году в зале Кристи) до Фердинанда II Арагонского (Горностай – животное, связанное с династией), включая принца Антонио де Монтефельтро, венецианского капитан Марко Габриэля (это могло быть его посмертным портретом) или же Франческо Мария делла Ровере, третьего герцога Урбино. Последнее кажется наиболее правдоподобным предположением. Причем это – один из первых портретов в полный рост в европейской живописи. В нем Карпаччо обращается к символике добра и зла, чести, морали...
В 1958 году рядом с горностаем был обнаружен картуш с надписью на латыни:
«Malo mori quam foedari» (Скорее умереть, чем запятнаться) -
Музей Тиссена-Борнемисы. Фото: Элен Деплешен
Год работы
Перед тем, как приступить к работе, были проведены соответствующие технические исследования: рентген, инфракрасные фотографии, анализы в лаборатории... Имеется не так много технической документации о картине, однако есть свидетельства, что она реставрировалась несколько раз. Эти восстановительные работы станут первыми с тех пор, как коллекция Тиссена прибыла в Испанию в 1992 году (а в следующем году была приобретена испанским государством). Сусана Перес объясняет ABC все детали реставрации, которая, как ожидается, продлится год. У картины имеются проблемы с подрамником. Оригинальная работа состоит из двух полотен разных размеров, соединенных вертикально. Левая часть больше (около двух третей от общей площади), чем правая (одна треть). Кроме того, в стародавние времена работа была подклеена дополнительным слоем ткани.
Наиболее пострадавшими являются участки по периметру картины. Необходимо укрепить красочный слой и восполнить некоторые его потери. Одной из основных трудностей, с которыми столкнутся Сусана Перес и Алехандра Мартос, является слишком тонкий слой сохранившейся краски в совокупности с тем, что ткань холста также очень тонка. Это значительно усложняет восстановление. Очистка живописной поверхности и удаление окислившихся лаков устранят желтоватый оттенок картины и выявят богатый оригинальный колорит работы Карпаччо.
Деталь фотографии в инфракрасном свете – музей Тиссена-Борнемисы.
Фото: Hélène Desplechin
Работы будут проводиться по отдельным секторам. Сусана Перес сообщает, что это будет сделано со всей тщательностью из-за множества элементов, которые присутствуют в композиции: цветы, растения, животные... Что касается отказа художника от части замыслов или обнаруженных композиционных изменений между рисунком в нижних слоях картины и завершенным произведением, реставратор обращает внимание на то, что художник исключил второго оленя крупного размера в сцене, где стервятник пожирает олененка. Также из окончательной композиции исчезла вторая лошадь, намечавшаяся в левой части картины.
Работа никогда не покидала музей. Впервые она сделает это в марте 2021 года, чтобы стать частью большой ретроспективы художника в вашингтонской Национальной галерее. Однако на первом этапе этого выставочного проекта, который состоится в конце текущего года во Дворце Дожей в Венеции, картина не побывает.
Реставрация на глазах у посетителей, в зале № 11 музея,
«Молодого рыцаря на фоне пейзажа» кисти Карпаччо
В 2021 году картина впервые покинет музей для ретроспективы в Вашингтоне.