19.05.2021 "Молодой рыцарь" Карпаччо сбрасывает с плеч годы
El "Joven caballero" de Carpaccio se quita años
"Молодой рыцарь" Карпаччо сбрасывает с плеч годы
El "Joven caballero" de Carpaccio se quita años
Анхелес Гарсия - Мадрид - 17 мая 2021
Фото: Самуэль Санчес - видео: Х.Мармиса / П. Касадо
Музей Тиссена представляет результаты проведенной в присутствии публики реставрации одного из самых знаковых произведений своей коллекции.
В феврале 2020 года реставраторы Сусана Перес и Алехандра Мартос со всем своим оборудованием переехали из тихих мастерских в зал 11 на первом этаже музея Тиссена.
Приподнимаясь на платформе, защищенные большой стеклянной витриной, они начали очистку и восстановление одного из сокровищ коллекции: "Молодой рыцарь на фоне пейзажа" Витторе Карпаччо (около 1505 г.). Там, на глазах у посетителей - менее многочисленных в этот необычный из-за пандемии год - два эксперта провели тщательные технические исследования состояния полотна (218 x 151,1 см) и приступили к его обработке. Результат можно увидеть начиная с сегодняшнего дня и до 1 ноября в отдельном помещении музея, оформленном для этого события архитектором Хуаном Пабло Родригесом Фраде. Затем картина вернется на свое обычное место, а в ноябре следующего года совершит свое первое с момента прибытия в музей путешествие. Она отправится в Национальную галерею в Вашингтоне, чтобы принять участие в большой ретроспективе, которую американский музей готовится посвятить венецианскому мастеру.
Реставраторы картины Витторе Карпаччо "Молодой рыцарь на фоне пейзажа"
объясняют процесс выполненной работы - перед тем как артдиректор музея Тиссена-Борнемисы
Гильермо Солана (первый справа) начнет презентацию результатов.
Отец барона Тиссена-Борнемисы купил эту картину у коллекционера Отто Х. Кана в 1935 году вместе с работой Боттичелли и полотном Франса Хальса. До 1919 года эту работу ошибочно приписывали Дюреру из-за того, что на ее поверхности имелась фальшивая монограмма немецкого художника, а также из-за того, что включенные в картину картуши с двумя надписями были скрыты перекрашиванием. Картина маслом была покрыта лаком и частично отреставрирована, но это не нанесло непоправимых повреждений.
Результатом всех этих усилий является видео с подробным описанием процесса, выполненного в сотрудничестве с другими музейными специалистами и экспертами реставрационных мастерских музеев Прадо и Королевы Софии. Проекция позволяет сверить детали состояния этой картины, полной загадок и символов, до и после реставрации. Но, пожалуй, самым замечательным из микровмешательств, проведенных реставраторами, является открытие этапов создания художником этой работы. Фигура юного героя изображенной сцены изначально запечатлелась смотрящей прямо на зрителя. Затем Карпаччо изменил концепцию и наполнил взгляд юноши меланхолией и печалью. Он также переместил детали скрупулезно выписанной флоры и фауны, окружающей воина.
Среди множества видов растений теперь можно подробно оценить, каким образом животные изображены с половиной тела, что ранее объяснялось возможными порезами на ткани. Но это было не так, хотя неизвестно, почему Карпаччо принял такое решение. Множественные архитектурные планы, окружающие воина, теперь выдают некоторую информацию о содержании портрета, поскольку на заднем плане можно видеть обнесенный стеной город с видом на море и разрушенную крепость, заросшую подлеском. Добро и зло представлены здесь разными способами, но особенно в образах двух собак - на картине они разделены в пространстве мечом, который рыцарь собирается достать из ножен. Пес, находящийся в правой части картины, воплощает в себе власть турок, а тот, что слева - олицетворяет собой венецианский мир.
Картина Карпаччо до реставрации
Гильермо Солана, художественный руководитель Музея Тиссена, напоминает, что существовало множество теорий относительно личности главного героя, но до сих пор здесь нет определенности. Согласно последнему тезису итальянского специалиста Аугусто Джентиле, это мог быть посмертный портрет Марко Габриэля, капитана на службе Венеции, вероятно захваченного в плен турецкими войсками на греческом острове Модоне. Помещенный во вражеский каземат, он попытался обратиться за помощью к Венеции (об этом свидетельствуют послания, прикрепленные к его доспехам), однако в той же тюрьме он был обезглавлен.
Убальдо Седано, руководитель отдела реставрации музея, утверждает, что, хотя остается много неизвестного в истории главного героя, в отношении создания самой картины загадок стало меньше - благодаря информации, полученной с помощью просвечивания инфракрасными лучами, документам фотосъемки с высоким разрешением и лабораторным анализам. Последние позволили обнаружить использование Карпаччо стибнита - минерала, который обычно не применялся другими художниками - для придания блестящей черни доспехам, надетым на главном герое.
Это не первый случай, когда Музей Тиссена реставрирует некоторые из своих живописных сокровищ на глазах у публики. В 2012 году он проделал это с картиной "Рай" Тинторетто - непосредственно в музейном зале. Два года назад Гентский музей изящных искусств сделал то же самое с произведением братьев Ван Эйк "Поклонение мистическому агнцу". Сусана Перес и Алехандра Мартос уверяют, что присутствие публики не мешает их работе. "Люди относятся с большим уважением, им хочется приобщиться к музейным секретам, и это хорошо. Нам пришлось изолироваться на время локдауна, а по возвращении мы даже скучали по большим группам посетителей".