09.02.2020 От святого до короля: кто же тот молодой рыцарь, чей портрет реставрирует музей Тиссена?
De santo a rey: ¿Quién es el joven caballero que restaura el Thyssen?
От святого до короля: кто же тот молодой рыцарь, чей портрет реставрирует музей Тиссена?
De santo a rey: ¿Quién es el joven caballero que restaura el Thyssen?
Gema Pajares - 01-02-2020
https://www.larazon.es/cultura/20200131/sebq2q5tbrbplffg6wkzfu6ryu.html
Холст был написан Витторе Карпаччо около 1505 года и является шедевром. Зал № 11 представляет на обозрение публики реставрацию одного из самых знаковых произведений, чья идентификация остается загадкой.
Около десяти утра Сусана Перес и Алехандра Мартос, каждая – в белом халате, облачив руки в перчатки, которые для них – как вторая кожа, приступают к работе. Обе они являются реставраторами музея Тиссена-Борнемисы. Они готовятся раскрыть подлинные цвета одного из самых знаковых произведений коллекции барона – прекраснейшего портрета во весь рост (настоящая редкость для шестнадцатого века) рыцаря, чья личность вызывала массу предположений на протяжении веков.
Картина, представляющая собой одно из знаковых произведений коллекции, подвергнется процессу реставрации, глубокой очистке – она удалит последовательные перекраски, которые полотно несет на себе. Новизна этого процесса заключается в том, что работа будет проходить при всеобщем обозрении, так как два эксперта отделены от посетителей стеклянной перегородкой, которая позволяет видеть, как с каждым днем они продвигаются вперед. По другую сторону стекла – длинный стол, пустой на данный момент мольберт, два штатива с прожекторами, экран, на котором видны участки картины...
Кто этот молодой рыцарь на самом деле? Утрата сведений о личности героя портрета произошла со временем. Как указано в досье, сопровождающем картину, Хелен Комсток предполагала, что он принадлежал к членам ордена Горностая, поскольку девиз, присутствующий на картине вместе с изображением этого животного – «Malo mori quam foedari» (Скорее умереть, чем запятнаться) – был девизом упомянутого ордена. В 1983 году Агата Рона придерживалась того же мнения, и в поддержке его шла еще дальше: это портрет Фердинанда II Арагонского, поскольку орден Горностая был связан с неаполитанской ветвью дома Арагона.
Цвета всадника
Хотя есть и другие идеи. За несколько лет до этого, в 1963 году, Вайс указал на рыцаря, как на третьего герцога Урбино – Франческо Марию делла Ровере – мнение, которое в значительной степени стало общепринятым, и которое впоследствии принял также Розенбаум, «поставивший Франческо Марию в прямую связь с окружающим пейзажем – при помощи символического прочтения некоторых его компонентов. В любом случае, эта идентификация далеко не окончательна», - пишет Мар Боробия. Делла Ровере был кондотьером эпохи Возрождения, который вел беспокойную жизнь, и которого сам Рафаэль увековечил в поясном портрете («Портрет молодого человека с яблоком», 1504) – лицо его напоминает лицо на портрете Карпаччо. Предыдущие теории напрямую связывали молодого человека, одетого для битвы, со святым Евстафием, основываясь на изображении оленя у озера – животного, прямо соотносящегося с обращением Евстафия (он был римским полководцем) в христианство.
Однако продолжим: это мог быть также принц, принадлежавший к дому Габсбургов, Антонио де Монтефельтро, воин на службе у важной особы или даже Роландо ди Рагуза. Хотя загадка далека от ответа: разве это не мог быть некий кабальеро, пожелавший запечатлеть себя в военном обличье, что и следует из желания заказчика позировать в полный рост? Эксперты не отказываются от этой теории и связывают ее с посмертным изображением надгробного характера. Это может быть даже венецианский капитан Марко Габриэль – точка зрения, которую отстаивает Аугусто Джентили, и которая основана на черном и золотом цветах одежды всадника, который виднеется на заднем плане картины, и присутствуют также в раскраске обуви и ножен меча главного персонажа – эти цвета несет герб Габриэлей, семейства венецианских патрициев.
Это не первый случай, когда музей, которым руководит Гильермо Солана, готов принять вызов такого масштаба, поскольку впервые – в 2012 году – это происходило с картиной Тинторетто «Рай», который постепенно вновь возвращался к жизни – на глазах у публики. «Молодой рыцарь на фоне пейзажа», за подписью Витторе Карпаччо около 1505 года, является экспонатом с долгой историей, но давайте разберемся по частям.
Войти в зал № 11 и увидеть главного героя произведения, распростертого, расхристанного, не на своем месте – это впечатляет. Почему же картина уложена на длинный стол? Это вопрос, который, по логике, станет задавать любой, кто подойдет к залу. Ответ прост: «Картина расположена горизонтально, потому что мы начали нашу работу с подрамника и укрепления ткани. По краям есть разрывы, которые необходимо покрыть. Когда ты видишь работу, висящую на стене в раме, тебе кажется, что она в отличном состоянии, но она многое пережила. Мы укрепим ее углы. Мы начали оттуда. Это первый этап», - объясняет Сусана Перес. Работа, столь же важная, как и та, что более наглядна – очистка окисленных смол, которая вернет картине свет и сияние.
Осторожнее с лицом!
Где в большей степени будет заметна очистка? Реставратор отвечает, что, к примеру, хорошо будет выглядеть очищенное небо, лицо рыцаря. И каждый из предпринятых шагов будет задокументирован. «Работа, несомненно, приобретет глубину и четкость, потому что теперь, хотя это не уловить невооруженным глазом, мы видим ее через желтоватый фильтр, который все унифицирует», - добавляет специалист.
Вплоть до 1919 года считалось, что это работа кисти Дюрера. Позже «картуш» справа от рыцаря открыл подпись того, кто на самом деле ее создал: «Victor Carpathius. Finxit. M. D. X.». Она происходит из коллекции Вернона-Вентворта, в Йоркшире, где оставалась до 1919 года, года, когда была продана у Christie's. Затем она пополнила коллекцию американца Отто Х. Кана, и лишь в 1935 году барон Генрих Тиссен приобрел ее в собственность на аукционе. В первый раз картина подверглась очистке в 1958 году, и весь процесс был задокументирован в монографии о творчестве художника, опубликованной в 1962 году. Работа станет частью посвященной Карпаччо выставки в Национальной галерее в Вашингтоне, «поэтому она должна выглядеть как можно лучше», - говорит Сусана Перес.
Быть выставленными под взгляды публики – это, должно быть, нелегкая задача для обоих реставраторов. И вот как они объясняют это. «Нам сложно, но мы понимаем, что это еще один способ дать возможность увидеть произведения вживую, приблизить их к посетителю. Правда и то, что это увеличивает нагрузку, хотя мы тренируем концентрацию. Мы настолько погружаемся в работу, что забываем об окружающем нас мире. Это работа, требующая максимальной собранности и очень тщательная, трудоемкая».
Перес добавляет, что «Молодой рыцарь на фоне пейзажа», помимо того, что является шедевром, довольно сложен, так как в него неоднократно вмешивались. Это картина насыщенная, переполненная мотивами, персонажами, животными, растениями, потому и исследование, которое будет опубликовано совместно с физической реставрацией произведения, позволит пролить свет на некоторые темные участки этого огромного полотна, написанного маслом. «Мы можем обнаружить, что здесь использованы разные лаки, как натуральные, так и искусственные. Есть и зоны, подвергшиеся нанесению новых слоев краски, которые покрывают часть оригинала, и мы проверим, вносились ли дополнения», - говорит она. Работа будет осуществляться по участкам и секторам и будет документирована с точностью до миллиметра: «Мы будем изучать ее до, во время и после работ», подводит итог Перес – чтобы не осталось ни малейшего сомнения.
Что будет самой сложной частью в процессе очистки? «Лицо особенно уязвимо», - без колебаний отвечает реставратор. Картина, как мы уже говорили, переполнена элементами. «Это не нейтральный фон, такой, как, к примеру, фон «Джоконды», и это делает работу еще более сложной. И с лицом молодого рыцаря мы будем втройне осторожны. Это то, что глаза видят в первую очередь».
Перед выполнением работы по очистке полотно предварительно подверглось радиографии и съемке в ультрафиолетовых лучах, которые позволили дополнительно детализировать картину и выявить «моменты раскаяния» Карпаччо – невидимые, они присутствуют. Где? Сусана Перес утверждает, что в нижележащем слое есть фигуры, которые оказались скрыты. Художник просто поменял свою концепцию, и животные, которых он первоначально думал нарисовать, теперь оказались спрятаны на холсте, как и архитектурные элементы, которые он решил покрыть другим изображением.
Сгрудившись у стекла, люди широко раскрывают глаза, полные любопытства. Наверняка у них возникает множество вопросов к обоим экспертам. «Матерь божья, это огромная ответственность, но невозможно отрицать – это такой интересный и захватывающий проект, ведь это произведение является частью наследия человечества». И вот, каждый день молодой рыцарь с подстриженной гривой волос будет восстанавливать свое первоначальное состояние. Это будет происходить постепенно, сантиметр за сантиметром. Они не ожидают, по их словам, натолкнуться на сюрприз, подобный столь обсуждаемому лику Святого Агнца*, чья реставрация позволила узнать его первоначальное, «очеловеченное» лицо, с которым его задумали Ян и Губерт ван Эйки, и которое трансформировали последующие вмешательства.
____________
*Речь идет о восстановлении центральной части Гентского алтаря
Освещение, ключевое значение
И Алехандра, и Сусана уверяют, что им хотелось бы «как можно больше времени» проводить перед этим полотном. Вся реставрация будет проходить «вживую». И каждое утро они, бок о бок, будут посвящать работе с рыцарем. Выполнение обязанностей на глазах у всех входит в решительное противоречие с методами их повседневной работы. Теперь они находятся в зале № 11, отделенные от публики стеклянной перегородкой, но это не является их естественной средой обитания. «В нашем кабинете у нас все под рукой, а здесь, когда нам что-то нужно, нам приходится пробегать через полмузея», - говорят они. Кроме того, возникает тема освещения, имеющая первостепенное значение. В своем отделе они работают при естественном освещении. На новом месте делают это при искусственном. «Хотя имеется потолочное окно, которое дает нам иную освещенность», добавляют они, однако подчеркивают, что это иной метод работы. «Свет, с которым мы сейчас работаем, является тем самым, при котором картина будет экспонироваться на своем обычном месте», - говорит Перес.
(Видео на YouTube – на случай, если на странице издания не откроется)