Параллели и пересечения - Paralelismos e intersecciones

Параллели и пересечения - Paralelismos e intersecciones

Сообщение Irinka » 14 фев 2019, 23:59

Мои испанские сапожки
Mis altas botas españolas


В то время - а это было в самом начале 70-х годов - приобрести в Москве какую-либо испанскую вещь практически не представлялось возможным. Даже если очень постараться. А у меня такая вещь была - мои испанские сапожки.


Они появились в моей жизни случайно - мама проходила мимо одной из комиссионок* в центре города и сквозь витрину увидела их - сияющие на полке напротив белоснежные ботфорты. Человек, едва не посвятивший жизнь киноискусству, вряд ли мог остаться равнодушным к такому великолепию - и мама зашла в магазин.


Изображение

______________
* Комиссионный магазин - это такое торговое учреждение, куда советские граждане могли сдать для реализации свои вещи (одежду, обувь, бытовые приборы, автомобили и т.п.) бывшие в употреблении или новые, которые почему-либо не подошли им или стали ненужными. При общем дефиците ширпотреба комиссионки пользовались популярностью, иметь знакомого продавца в них считалось большой удачей - ведь дефицитные товары редко доходили здесь до прилавка: распределялись среди своих, хоть это и было незаконно. Незаконной считалась также любая попытка самостоятельно продать что-либо "с рук", напрямую продавец-покупатель, минуя госучреждения - это было чревато большими неприятностями, так что комиссионная торговля была весьма распространена.



Нет, они не были «воплощением моды» - наметанный взгляд смело мог бы отнести их к прошедшему сезону, к тенденциям 1967-го, но… они, несомненно, были воплощением духа времени, воплощением мечты, если хотите! Не совсем квадратный, но далекий от округлости или удлиненности носок, решительный каблук, смелый крой, полностью закрывающий колено, безупречная строчка и красноречиво натуральная кожа, поблескивающая лаком. В них читался дерзкий вызов - но вызов скорее королевы, не уличной девчонки!

Надо сказать, что одежда никогда не интересовала маму - то есть не интересовала в приложении к ней самой. Другое дело - одежда, как исторический костюм или театральный реквизит! И потому у нас в школе, которую мама преданно опекала во всем, что касалось культурных мероприятий, праздники и новогодние вечера отмечались постановками с настоящими костюмами - аж с Мосфильма! И как же мы все радовались, разыгрывая сцены из любимых книг и фильмов, облаченные в туалеты "тех времен" - пусть это была всего лишь бутафория...

Но эти белые ботфорты вовсе не казались "бутафорией"! В них было столько подлинной жизни, столько реальности... и - никакой "театральности"! Или все-таки она в них была?...


Изображение

Несмотря на полное - по тем временам - отсутствие мобильной связи, меня удалось довольно быстро разыскать, и вскоре троллейбус подвез меня к магазину, а мама поспешила объяснить: "Детка, ты понимаешь, ведь это обувь для сцены, для мюзик-холла, для кабаре, вряд ли их можно носить в обычной жизни... Но ты так грезишь Испанией, что я решила - тебе будет интересно..." Однако я видела, что маме хочется приобрести их едва ли не больше, чем мне самой, пока что знакомой с ними лишь понаслышке…

Смотреть, как я стану их примерять, собрался весь магазин! Застенчивому ребенку, еще не доросшему до возраста получения паспорта, от такого внимания было, ну, очень не по себе - а тут еще и некоторая сложность с надеванием - короткая молния была не сквозной, она открывалась на щиколотке и едва доходила до середины икры…


Изображение

Однако привычка к хорошей обуви, которой меня снабжали с детства, сказалась и здесь: я героически справилась с задачей и ступила на ковровую дорожку - на всеобщее обозрение и комментарии:

"Да, такую вещь не каждый купит! И размер маленький, и полнота - как на девочку, и цена - о-го-го... А главное - ну, когда их носить-то? Легкие совсем, только кожа да подкладка шелковая, даже осенью такие не наденешь - холодно! А летом - зачем вообще сапоги? Да еще они и белые..."

Не скажу, чтобы они сидели на мне идеально - чуть великоваты в следе (несмотря на рост 164 см лет до 25-ти я носила четкий наш 35 размер, а летнюю обувь - вообще 34,5), чуть коротковаты в голени… Но, в общем, даже придирчивые продавщицы комиссионки и пара-тройка нарядных покупательниц не нашли предмета для критики, хоть откровенно не одобряли такой баснословной покупки для школьницы, прямо заявляя:

"Ну, это артистке какой-нибудь носить, а девочке-то зачем такую вещь?"

Мы их купили. Ребята, они стоили 100 рублей! И это в те времена, когда обычные французские сапожки в ГУМе обошлись бы всего в 60, а "эксклюзив" из "Березки" иной раз можно было поиметь даже не за 85 - за 75!

Конечно, никакой фирменной коробки к ним не полагалось - привезли их, скорее всего, полулегально, как это тогда делалось... Возможно, кто-то из наших моряков-рыбаков, заходивших в испанские порты по известному соглашению 1964 года, а то и кто-то из балетных или цирковых, еще с конца 50-х вполне себе гастролировавших на родине Сервантеса... Не исключено, что их прислали испанские родственники кому-то из здешних испанцев, а они не подошли... Однако это самый маловероятный вариант. Хотя, возможно, они прибыли вовсе не из Испании - их могли приобрести в какой-либо другой стране, с которой, в отличие от нашей, королевство уже тогда имело налаженные торговые связи... Ну, да чтó теперь гадать!

После, уже дома, я внимательно их рассмотрела – кроме заветного и самого для меня важного «Made in Spain» на них также был указан размер – по всему судя, американский: 6, хотя я ясно ощущала, что они никак не меньше 7 американского, то бишь, нашего 36-го… И еще был указан производитель – Chimo... и место производства – Elda... я тогда еще не знала, что этот чудесный уголок в Аликанте считается столицей испанской обувной промышленности (теперь там открыт мощный Музей Обуви) как не знала, что многое в моей жизни будем связано с этим городом…


Изображение Изображение

Впрочем, не только родной коробки – не было в магазине и элементарного пластикового пакета – сейчас я, конечно, порадовалась бы такой экологической грамотности!! Но тогда-то их вообще нигде в Москве не было, кроме как всё в тех же "Березках", и потому мою белую роскошь уже собирались скрутить, в четыре раза сложив лаковое голенище, и завернуть в обычную серо-коричневую оберточную бумагу наподобие крафта, но менее прочную. Мне это, конечно, совсем не понравилось - ну, разве можно так издеваться над обувью!

К счастью у меня с собой («вместо авоськи» - на случай неожиданной покупки) всегда был большой фирменный пакет универмага «Београд» - из тех, что доблестные таможенники и почтовики забывали вытащить из посылок от моей югославской подружки - в нем я удобно устроила свое испанское сокровище и покинула торговое заведение под напутствия его сотрудниц:

"Да хорошие, хорошие сапоги, конечно... может, и наденете когда-нибудь!", "Повезло вам, девушка - щедрая у вас мама!" и "Заходите еще, у нас иногда интересные вещи бывают!"

Надела ли я их хоть раз? Еще бы! Более того: как ни странно, у меня то и дело появлялся случай воспользоваться их несомненными преимуществами! Они в равной степени были удобны и надежны и в прохладный ясный день осенью, и под перемежающиеся с солнцем летние дожди. Они идеально подходили к моему бежевому миди-пальто, надетому на мини-платье, а в сырую погоду исключали проблему "забрызганных чулок", постоянно актуальную в Москве...


Изображение


Случайное фото… по дороге в кино на «Пусть говорят» -
знаменитый фильм с Рафаэлем в главной роли, с его бесподобными песнями,
который публика пересматривала десятки, а то и сотни раз!

Una foto casual sacada por el camino al cine, a ver por la ... vez
”Digan lo que digan” la legendaria película protagonizada por Raphael,
un hit total en Rusia en los años 70...



И при этом, к моему удивлению, ботфорты отнюдь не вызывали праведного гнева со стороны ревнителей нравственности - никаких замечаний за слишком короткую юбку и слишком длинные голенища! То ли вид у них был не такой уж вызывающий, то ли моя детская наивность исключала критику... Теперь-то, понятное дело, ботфорты без проблем может надеть кто угодно - не возбраняется!! И даже Ее Величество донья Летиция позволяет себе подобный look...


Изображение

Но тогда... во многих случаях на такое надо было решиться! Не знаю, носили ли вот так запросто подобные вещи в тогдашней Испании, и какую реакцию вызывали они у окружавших "носительниц" традиционалистов... А мне они пришлись очень даже ко двору!


Изображение Изображение


Ну, а теперь вопрос: зачем и почему пришло мне в голову рассказать - да еще с таким количеством разных подробностей - эту историю? Всего лишь какие-то сапожки!

Не "какие-то", нет - Мои Испанские Сапожки, такой осязаемый привет из сказочной Испании - и когда? На заре моего рафаэлизма!


Изображение

Сразу же скажу - я никогда не была «фетишисткой» и уж конечно ни в малейшей степени не страдала вещизмом! «Всё отдать - и мало» - это не про вещи, это - про другое... да вы и сами знаете - про ЧТО!!! И я ничуть не склонна была обожествлять их – даже как Вещь из Самой Испании: из Испании на тот момент у меня было Нечто Действительно Божественное, а равнять божий дар с яичницей неуместно и в самом юном возрасте... И, конечно, мне и в голову не могло прийти, что какой-то предмет туалета может служить амулетом, и все же...

Было в них что-то такое, что и годы спустя у меня не поднималась рука просто избавиться от них, как от множества других вещей, когда приходил их срок - и они до сих пор лежат в «не своей» коробке где-то на антресолях… И, как видите, я даже в подробностях помню тот день, когда эти ботфорты появились в моей жизни - и словно принесли сюда не только чудесную «форму», но и самый дух того испанского обновления 60-х, которого нам здесь так недоставало! Нельзя было не почувствовать в них это веяние... чего? Раскрепощения, обретения иного лица, осознания того, что от «ветров, веющих над миром», просто нельзя укрыться - если ты молод... и пытаться не стóит!!!

А почему сегодня я вдруг вспомнила о них? Да просто... из-за одной фотографии! Я как-то не обращала на нее пристального внимания прежде, но потом... она появилась повсюду, как знаковая, в чем-то даже эпохальная вещь!


Изображение

Жуана Биарнес: Мода на улице. Фотосессия для новомодных шортиков, 1971
Joana Biarnes Moda al carrer. Sessió fotogràfica de la nova moda dels pantalons shorts, 1971

Дело в том, что сама Жоана Биарнес выделила этот свой кадр, отредактировав его и назначив ему ведущую роль на одной из последних своих выставок... С ней трудно не согласиться: безупречность его абсолютна, а историческая ценность – несомненна!



Изображение


Впрочем, донья Хуана и прежде особо отмечала эту работу... и даже сделала памятное фото на ее фоне!


Изображение

И в этом нет ничего удивительного: одна из важнейших задач фотографии - запечатлеть и передать дух времени, обессмертить мгновение, показать его многогранность, многомерность... И Жоане это удалось в полной мере - и в этом кадре, и в других - таких, на первых взгляд, простых, и таких... волшебных!

Изображение


С огромным удовольствием и симпатией смотрю я на сегодняшних смелых молодых женщин. И вспоминаю тех, кто тогда – тогда! – позволял себе роскошь ломать стереотипы. Хоть в чем-то. Они были первыми.

Мы были первыми. Но не в том, что, преодолевая известные табу, выходили на улицы наших городов в такой нездешней одежде – да разве дело в том, чтó на тебе надето! Куда важнее было нести в своих сердцах наши чудесные надежды и чудесную музыку! И чувство единения со всем миром, переполненным этой музыкой… и этими надеждами, не обманувшими нас!

Хотя и от сапожек мы, конечно же, не отказывались! Особенно – от испанских…


Спасибо тебе и за них тоже, Niño!
Аватара пользователя
Irinka
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 01 окт 2012, 15:13

Вернуться в Обо всём – Acerca de todo

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron